Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

вторник, 4 октября 2011 г.

ЕГЭ. А3 Образец выполнения задания

   Задание А3 позволяет проверить морфологические нормы, то есть нормы образования различных частей речи.
     Надо обратить внимание главным образом на образование форм числительных и согласование их  с существительными, образование сравнительной степени имён прилагательных, И.п. и Р.п. множественного числа некоторых существительных, форм некоторых глаголов.
   В различных вариантах тестовых заданий для опознавания представлены неверно образованные формы родительного падежа существительных (несколько грамм - правильно: несколько граммов), именительного и родительного падежа множественного числа существительных (немного апельсин - правильно: немного апельсинов); сравнительная и превосходная степень прилагательных (наиболее решительнее - правильно: наиболее решительный ИЛИ решительнее; более глубочайший - правильно: более глубокий ИЛИ глубочайший).
   Определённые затруднения вызывает образование и склонение порядковых и количественных числительных: больше шестьдесят рублей (правильно: больше шестидесяти рублей); образование различных глагольных форм (повелительного наклонения, прошедшего времени): едь быстрее (правильно: поезжай быстрее); разожгёт быстрее (правильно: разожжёт быстрее); началися каникулы (правильно: начались каникулы).
   Чтобы справиться с этим заданием, давайте вспомним основные правила образования наиболее сложных для употребления в речи форм различных частей речи.
   Имя числительное.
   Числительные 6...20, 30 изменяются как 5; 60, 70, 80 - как 50; 40, 90 - как 100; 300, 400, 500, 600, 700, 800, 900 - как 200; тысяча, миллион, миллиард - как существительное.
   По значению и грамматическим признакам числительные делятся на количественные (обозначают количество или число и отвечают на вопрос сколько?) и порядковые (обозначают порядок предметов при счёте и отвечают на вопрос какой?). Числительные изменяются по падежам. Нужно помнить, что у составных и сложных количественных числительных склоняются все составляющие их части: больше шестидесяти рублей, шестьюдесятью рублямиНапример:
И.п. двести пятьдесят три, пятьсот
Р.п. двухсот пятидесяти трёх, пятисот
Д.п. двумстам пятидесяти трём, пятистам
В.п. = И.п.
Т.п. двумястами пятьюдесятью тремя, пятьюстами
П.п. о двухстах пятидесяти трёх, о пятистах
   Например, ошибочным является вариант около пятиста километров, нужно говорить около пятисот километров.
   У порядковых числительных склоняется только последняя часть (последнее слово); окончания - как у прилагательных: двадцать второго, двадцать второму, двадцать вторым. Например:
Т.п. двадцатипятитысячным, тысяча девятьсот сорок     третьим
П.п. о двадцатипятитысячном, в тысяча девятьсот сорок третьем
   Ещё одна особенность числительных в том, что собирательные числительные (двое, трое...) могут употребляться в сочетании только с существительными мужского и общего рода (двое друзей) или с существительными, имеющими только форму множественного числа (двое ножниц). Следовательно, сочетание двое девушек является ошибочным, нужно говорить две девушки
Оба - м.р., ср.р. (и м.р.+ж.р.: Оба они, муж и жена..., Обоих...);
обе - ж.р. (Обе подруги... Обеих...)

 Согласование числительных с существительным.
  • При составных числительных в И.п., оканчивающихся на два, три, четыре, существительное стоит в Р.п. ед.ч.; в В.п. эта форма сохраняется. Например: тридцать три богатыря, выдвинуть двадцать два кандидата. Нельзя: двадцать двух кандидатов.
  • Собирательные числительные двое, трое, четверо и пр. не употребляются с существительными ж.р. Например: нельзя: двое подруг; можно: двое друзей, трое брюк и т.п.
  • С существительными, имеющими только мн.число, нельзя сочетать слова оба,  обе, И.п. и В.п. составных числительных, оканчивающихся на два, три, четыре. В этих случаях употребляют иной оборот. Например: нельзя: у обоих ворот, двадцать два (две), суток.надо: у тех и других ворот, двадцать два дня.
   Имя прилагательное.
   Сравнительная и превосходная степени
имён прилагательных могут образовываться двумя способами: 
  • простая сравнительная степень образуется при помощи суффиксов , -ее, -ей, -ше: быстрее, решительнее;
  • составная сравнительная степень - при помощи вспомогательных слов более-менее: более решительный, менее быстрый
  • простая сравнительная степень образуется при помощи суффиксов -ейш- или -айш- (после г, к, х): глубочайший;
  • составная превосходная степень - с помощью слов самый, наиболее, наименее, всего, всех: наиболее решительный, самый глубокий.
   При образовании сравнительной степени не надо смешивать две формы: простую (с суффиксами -ее/-ей, , -ше) и сложную (со словом более) иначе могут получаться неверные формы вроде "более красивее".

  
Глагол от других частей речи отличается богатством образуемых им форм. Но не все формы могут быть образованы от каждого глагола. Недостаточные глаголы обозначают действия, не относящиеся к конкретному говорящему лицу (колоситься, ржаветь, горчит, выздороветь, отняться). Недостаточные глаголы не имеют некоторых личных форм, прежде всего формы 1-го лица. Эта же форма по фонетическим причинам не может быть образована от глаголов затмить, победить, ощутить, убедить, чудить, очутиться, пылесосить. Чтобы употребить эти глаголы в форме 1-го лица, используется описательная форма: сумею победить, могу ощутить.
   Другую группу составляют изобилующие глаголы, то есть имеющие двоякие личные формы: полоскаю (разг.) - полощу (книжн.). К таким глаголам относятся глаголы колыхать, махать, плескать, разыскать, глохнуть. Нормой считается форма колышет, машет, плещет, рыщет, глохнет
   Среди глаголов есть так называемые безличные глаголы, то есть глаголы, обозначающие действие или состояние (брезжить, смеркаться), совершающееся само по себе. Такие глаголы не образуют форму повелительного наклонения. Нужно помнить, что форма повелительного наклонения образуется с помощью суффикса и нулевого окончания (в единственном числе) и -те (во множественном числе).
   От глаголов несовершенного вида (что делать?) образуется будущее сложное время: буду ехать, а от глаголов совершенного вида (что сделать?) - будущее простое: поеду.

ПОМНИТЕ!
  • Глагол чтить имеет две формы 3-го лица множественного числа: чтят, чтут.
  • У некоторых непродуктивных глаголов при образовании различных форм происходит чередование в корне: лечь - ляг (не ляжь); стереть - сотрём (не стерём). 
  • Различные формы, образующися от глаголов жечь, имеют жж: жжёшь, разожжёт
  • Нет в литературном языке глагола ложить и его форм, есть класть (клади и пр.)
  • Просторечными являются формы взглянь (надо: взгляни, езжай (надо: поезжай), положь (надо: положи), обойми (надо: обними).
  • От некоторых глаголов  (бредить, видеть, ехать...) повелительное наклонение не образуется
  • Глаголы бывают переходными, то есть могут иметь при себе дополнение в винительном падеже без предлога, и непереходными.
Например: словосочетание описывать о происшествии построено ошибочно, так как глагол в нём переходный, следовательно, и дополнение должно стоять в винительном падеже без предлога: описывать происшествие, но рассказывать о происшествии.

Имя существительное.
   Трудности появляются и при образовании родительного падежа множественного числа от некоторых существительных. С помощью окончаний -ов(-ев) родительный падеж множественного числа образуется у существительных 2-го склонения (пять домов, много помидоров); окончание -ей появляется у некоторых существительных  всех трёх склонений (морей, степей). С помощью нулевого окончания образуют родительный падеж большинство  существительных 1-го склонения и некоторые существительные 2-го склонения: корзин, дорог, сапог, солдат, грузин, чулок, партизан, простынь, просьб. Ошибочными следует считать выражения:  несколько помидор, несколько грамм, немного апельсин. Правильно:
несколько помидоров, несколько граммов, немного апельсинов. Нормой для этих слов является окончание -ов(-ев), так как формы с нулевым окончанием характерны для разговорной (устной) речи.
ПОМНИТЕ!
Возможны только такие  формы И.п. мн. числа следующих существительных мужского рода: авторы, аптекари, договоры, лекторы, комбайнеры...
  
Некоторые формы И.п. различаются по значению:
   цветы (растения) - цвета (краски), образы (художественные) - образа (иконы), соболи (животные) - соболя (меха), хлебы (печёные) - хлеба (на корню) и т.п.
   Формы Р.п. мн. числа некоторых существительных м.р.:
ботинок, сапог, валенок, чулок (но: носков); гусар, улан, партизан, солдат, сапёров; гектаров, апельсинов, мандаринов, помидоров, рельсов; англичан, армян, болгар, бурят, грузин, румын, туркмен, турок, цыган, бедуинов, киргизов, монголов, таджиков, узбеков, хорватов, якутов; вафель, кочерёг, сплетен, вишен, простынь, нянь, долей, пригоршней; плеч, яблок, блюдец, одеялец, полотенец, щупалец; макарон, панталон, шаровар, потёмок, сумерек, нападок, будней, яслей, лохмотьев, консервов...

Разберём примеры

Пример №1

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) к две тысяча третьему году
2) положьте на полку
3) много вишен
4) опытные шофёры
Ответ: 2 (положьте - просторечная форма повелительного наклонения, нужно говорить положите)

Пример №2
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) без золотых погон
2) поезжай
3) менее значительный
4) хватило триста двадцати рублей
Ответ: 4 (правильная форма числительного - трёхсот двадцати: у количественного числительного склоняются все составляющие его части)

Пример №3
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) к две тысяча восьмому году
2) пара носков
3) пара чулков
4) опытные бухгалтеры
Ответ: 2 (правильно - чулок: формы Р.п. мн.ч. некоторых существительных м.р. нужно запомнить)




Источники:
1. Влодавская Е.А. Русский язык. ЕГЭ: методическое пособие для подготовки/ - М.: Издательство
"  Экзамен", 2006.
2. Штоль А.А. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ самостоятельно. - Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2010. 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий