Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

четверг, 20 марта 2014 г.

ГИА 2014. Вариант №83 (части А, В)

1. Очень внимательно читаем текст

   (1)Говоря по-честному, гордостью нашей семьи должна быть сестра Людмила: она кандидат наук, работает в архитектурной мастерской. (2)А гордятся все в доме мной. (3)Это несправедливо.
   (4)Чтобы замаскировать эту несправедливость, отец хвалит меня как бы в шутку.  
   (5)Даже за тройки, принесённые из школы, меня не ругают.
   —  (6)Вот ведь способный какой, а! (7)Совсем вчера не учил уроков, а на тройку ответил!
   (8)Отец говорит это радостно, и свои восторги он, как обычно, заканчивает словами из песни:
   —  (9)И в воде он не утонет, и в огне он не сгорит!..
   (10)Или что-нибудь вроде этого.
   (11)Частенько отец просит меня напомнить ему содержание фильма или книги, прочитанной нами обоими.
   —  (12)Какая диковинная память, а! (13)Всё помнит, будто вчера читал… (14)А я вот всё позабыл, всё перепутал!
   (15)Мне кажется, отец просто счастлив, что всё забывает и путает.
   (16)После того как я смазал по физиономии Костику, отец сказал:
   —  (17)Драться, конечно, нехорошо. (18)А всё-таки смелый какой, а! (19)Ниже на две головы, а пошёл в наступление, решился!..
   (20)Вот до чего доводит любовь!
   (21)А мне вовсе не нравится, что дома мною восхищаются. (22)Трудно разве ответить на тройку? (23)Или запомнить содержание книги? (24)Кретин я, что ли, какой? (25)И почему надо радоваться, что я «на целых две головы» ниже Костика? (26)(Хотя на самом деле всего на полголовы.)
   (27)Отец и мама, мне кажется, хотели бы, чтоб я и вовсе не рос. (28)Они-то ведь ждали ребёнка и хотят, чтоб я на всю жизнь им остался. (29)А меня спросили?
   (30)Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять. (31)Я сказал об этом родителям.
   —  (32)Другой бы гордился, что его выделяют, а этот думает о сестре. (33)Какой добрый, а!  —  воскликнул отец.
   —  (34)Значит, любовь и забота не сделали тебя эгоистом,  —  заключила мама.
   —  (35)Мы очень рады.
   (36)Вот вам и всё! (37)Они очень рады. (38)А я?..
(По А. Алексину)

2. Выполняем задания

1. В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?
а) (1) Говоря по-честному, гордостью нашей семьи должна быть сестра Людмила: она кандидат наук, работает в архитектурной мастерской. (2) А гордятся все в доме мной.   
б) —  (12) Какая диковинная память, а! (13) Всё помнит, будто вчера читал…
в) (22) Трудно разве ответить на тройку? (23) Или запомнить содержание книги?
г) (30) Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять. (31) Я сказал об этом родителям.

2. Замените слово ПО-ЧЕСТНОМУ в предложении 1 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
3. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему герой-рассказчик называет свою сестру не Людой, не Милой, а Людмилой?»
Такая форма имени говорит о …
а) натянутых, отчуждённых отношениях брата и сестры.
б) значительной разнице в возрасте брата и сестры.
в) желании брата самоутвердиться.
г) стремлении брата установить с сестрой более доверительные отношения.  
4. Среди предложений 1 — 7 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения. 
5. Среди предложений 4 — 8 найдите предложение с обособленным согласованным  распространённым определением. Напишите номер этого предложения.      
6. Среди предложений 27 — 32 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
7. Выпишите грамматическую основу предложения 11.
8. Из предложений 11 — 12 выпишите слово, в котором  правописание НН определяется правилом: «В суффиксе полной формы страдательного причастия прошедшего времени пишется НН».
9. Из предложений 4 — 5 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от значения приближения, присоединения, которое она придаёт слову.
10. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 19: «Ниже на две головы, а пошёл в наступление, решился!..»
а) просторечная лексика
б) эпитет
в) книжная лексика
г) сравнительный оборот
11. Как характеризует героя-рассказчика информация, заключённая в предложениях 16 — 20?
а) Рассказчик  —  человек с чувством собственного достоинства, не желающий себя оправдывать.
б) Рассказчик  —  драчун, задира, склонный злоупотреблять хорошим отношением родителей к нему.
в) Рассказчик  —  человек очень небольшого роста, но очень большого самомнения.
г) Рассказчик  —  безответственный человек, постоянно нарушающий покой семьи.
12. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему «гордятся все в доме» именно героем-рассказчиком?»
а) Он необыкновенно способный ученик.
б) Он обладает феноменальной памятью.
в) Он необычайно смел и ловок.
г) Он младший и любимый ребёнок в семье.
13. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.
Отец  говорит  это  радостно,(1)  и  свои  восторги он,(2) как обычно,(3) заканчивает словами из песни:
  И в воде он не утонет,(4) и в огне он не сгорит!..


Ответы здесь

Анализ заданий здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий