Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

понедельник, 24 марта 2014 г.

ГИА 2014. Вариант №87 (части А, В)

1. Очень внимательно читаем текст

   (1)Мои родители часто ездили в командировки, а я оставался с бабушкой  —  маминой мамой. (2)В неблагополучных семьях родители, уехав из дому, вообще не присылают писем, в благополучных пишут примерно раз или два в неделю  —  мы с бабушкой получали письма каждый день. (3)Мои родители соблюдали строгую очерёдность: одно письмо  —  от отца, другое  —  от мамы. (4)Порядок ни разу не нарушился. (5)В конце письма неизменно стояла дата, а чуть пониже было написано: «8 часов утра». (6)Значит, отец и мама писали после своей утренней пробежки и перед работой.
   —  (7)Фантастика!  —  сказала однажды бабушка.  —  (8)Хоть бы раз перепутали очередь!..
   (9)Я не мог понять: восторгается она моими родителями или в чём-то их упрекает? (10)Я-то восхищался ими, поскольку мы часто восхищаемся поступками, на которые сами не способны.
   (11)Конечно, бабушка была счастлива за свою дочь, гордилась её мужем, то есть моим отцом, но она, как и я, редко следовала тем правилам, к которым нас с ней стремились приучить.
   (12)Например, мама и отец старались закалить нас. (13)Но мы с бабушкой не желали обтираться ледяной водой, вставать по воскресеньям ещё раньше, чем в будни, чтобы идти на лыжах или в поход. (14)Мы сознавали, что нечётко делаем гимнастику.
   (15)Вообще, мои родители то и дело обвиняли нас обоих в нечёткости: мы нечётко сообщали, кто и когда звонил маме или отцу по телефону, нечётко выполняли режим дня.
   (16)Проводив маму с отцом в очередную командировку, мы с бабушкой тут же, как заговорщики, собирались на экстренный совет. (17)Невысокая, сухонькая, с коротко подстриженными волосами, бабушка напоминала озорного мальчишку. (18)А этот мальчишка, как говорили, сильно смахивал на меня. (19)И не только внешне.
   —  (20)Ну-с, сколько денег откладываем на кино?  —  спрашивала бабушка.
   —  (21)Побольше!  —  говорил я.
   (22)И бабушка, любившая ходить в кино, как и я, откладывала побольше, а экономились деньги потом на обедах.
   (23)С точки зрения родителей, мы с бабушкой поступали неразумно и были неправильными людьми, и это нас объединяло.
(По А. Алексину)

2. Выполняем задания

1.Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему герой-рассказчик, говоря о себе и бабушке, употребляет выражение «мы с бабушкой», а не «я и бабушка» или «бабушка и я»?»
Такое выражение говорит …
а) об искренней привязанности бабушки и внука друг к другу, об их товарищеских отношениях.
б) о том, что мнение бабушки в семье было законом, особенно для внука.
в) о том, что автор-рассказчик большую часть свободного времени вынужден был проводить с бабушкой.
г) об исключительном внешнем сходстве автора-рассказчика и его бабушки.           
2. В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?
 а) (1) Мои родители часто ездили в командировки, а я оставался с бабушкой  —  маминой мамой. (2) В неблагополучных семьях родители, уехав из дому, вообще не присылают писем, в благополучных пишут примерно раз или два в неделю  —  мы с бабушкой получали письма каждый день.   
б) (5) В конце письма неизменно стояла дата, а чуть пониже было написано: «8 часов утра». (6) Значит, отец и мама писали после своей утренней пробежки и перед работой.
 в) (12) Например, мама и отец старались закалить нас. (13) Но мы с бабушкой не желали обтираться ледяной водой, вставать по воскресеньям ещё раньше, чем в будни, чтобы идти на лыжах или в поход.
г) (17) Невысокая, сухонькая, с коротко подстриженными волосами, бабушка напоминала озорного мальчишку. (18) А этот мальчишка, как говорили, сильно смахивал на меня.           
3. Среди предложений 1 — 5  найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
4. Среди предложений 15 — 19 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
5. Укажите количество грамматических основ в предложении 1.
6. Среди предложений 8 — 12  найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
7. Замените словосочетание ПОСЛЕ УТРЕННЕЙ ПРОБЕЖКИ (предложение 6), построенное на основе связи согласования, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 12.
9. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.
Конечно,(1)  бабушка   была   счастлива   за   свою  дочь,(2) гордилась её мужем,(3) то есть моим отцом,(4) но она,(5) как  и  я,(6) редко следовала тем правилам,(7) к которым нас с ней стремились приучить.
10. Как характеризует героя-рассказчика и его бабушку информация, заключённая в предложениях 12 — 15?
а) Бабушка и внук  —  безвольные люди, которых невозможно приучить к чему-либо полезному.
б) Бабушка и внук  —  люди, не желающие жить по рациональным правилам и схемам.
в) Бабушка и внук  —  безответственные люди, не заботящиеся ни о себе, ни о своих близких.
г) Бабушка и внук  —  люди, не стремящиеся ни к физическому, ни к умственному развитию.
11. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему семья героя-рассказчика представлялась ему сверхблагополучной?»
а) Родители рассказчика ездили в заграничные командировки значительно чаще, чем это бывает в других семьях.
б) Несмотря на занятость, родители рассказчика следили за своим здоровьем, регулярно делали зарядку, бегали по утрам.
в) Уехав куда-либо, родители рассказчика писали домой чаще, чем это принято в благополучных семьях.
г) Бабушка рассказчика искренне гордилась достижениями его родителей, их размеренным образом жизни.
12. Почему герой-рассказчик «восхищался» своими родителями?
а) Герой-рассказчик видел в родителях положительные качества, которыми сам не обладал.
б) Родители рассказчика были людьми, способными научить тому, как избежать любых проблем.
в) Герой-рассказчик знал, что родители сделают для него всё.
г) Родители рассказчика были уважаемыми людьми, сделавшими быструю карьеру.
13. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.
Например,(1) мама и отец старались закалить нас. Но мы с бабушкой не желали обтираться ледяной водой,(2) вставать по воскресеньям ещё раньше,(3) чем в будни,(4) чтобы идти на лыжах или в поход. Мы сознавали,(5) что нечётко делаем гимнастику.


Ответы здесь

Анализ заданий здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий