Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

суббота, 12 апреля 2014 г.

ГИА 2014. Вариант №105 (части А, В)

1. Очень внимательно читаем текст

   (1)Где-то далеко стреляют зенитки, бродят прожектора по небу, вздыхает во сне Валега. (2)Он лежит в двух шагах от меня, свернувшись комочком.
(3)Маленький круглоголовый мой Валега! (4)Сколько исходили мы с тобой за эти месяцы, сколько каши съели из одного котелка…
   (5)А как ты не хотел идти в ординарцы ко мне. (6)Три дня пришлось уламывать. (7)Стоял потупясь и мычал что-то невнятное: не умею, мол, не привык. (8)Тебе стыдно было от своих ребят уходить. (9)Вместе с ними ты по передовой лазил, вместе горе хлебал, а тут ты вдруг пошёл к начальнику в связные. (10)Воевать я, что ли, не умею, или я хуже других?
   (11)Привык я к тебе, чертовски привык… (12)Нет, это не привычка, это что-то другое, большее. (13)Я никогда не думал об этом, просто не было времени.
   (14)Ведь у меня и раньше были друзья. (15)Много друзей. (16)Вместе росли, учились, спорили об искусстве, о высоких материях… (17)Но достаточно ли этого? (18)Так называемых общих интересов, общей культуры?
   (19)Вадим Кастрицкий  —  умный, разносторонне одарённый, тонкий парень. (20)Мне всегда с ним было интересно. (21)А вытащил бы он меня, раненного, с поля боя? (22)Меня раньше это и не интересовало. (23)А Валега вытащит. (24)Это я знаю… (25)Или Сергей Веледницкий. (26)Пошёл бы я с ним в разведку? (27)Не знаю. (28)А с Валегой  —  хоть на край света.
   (29)На войне узнаёшь людей по-настоящему. (30)Она как лакмусовая бумажка, как проявитель какой-то особенный. (31)Валега вот читает по складам, в делении путается, не знает, сколько семью восемь. (32)И спроси его, что такое родина, он, наверное, толком не объяснит. (33)Но за эту родину  —  за меня, за Игоря, за товарищей своих по полку, за свою покосившуюся хибарку где-то на Алтае  —  он будет драться до последнего патрона. (34)Сидя в окопах, он будет больше старшину ругать, чем немцев, а дойдёт до дела  —  покажет себя. (35)А делить, умножать, читать не по складам научится, когда будет время, когда придёт желание…
   (36)Валега что-то ворчит во сне, переворачивается на другой бок.
   (37)Спи, спи, друг… (38)Скоро опять окопы, опять бессонные ночи. (39)Дрыхни пока. (40)А когда кончится война, если останемся живы, придумаем что-нибудь.
(По В. Некрасову)*

*Некрасов Виктор Платонович  —  русский писатель. С 1941 по 1944 годы был на фронте, участвовал в Сталинградской битве. Некрасов  —  автор повестей, рассказов, путевых заметок: «В окопах Сталинграда», «Первое знакомство» и др. По его сценариям сняты кинофильмы.

2. Выполняем задания

1. Какой из приведённых ниже фрагментов противопоставлен в тексте по содержанию предложению 31: «Валега вот читает по складам, в делении путается, не знает, сколько семью восемь»?
а) (19) Вадим Кастрицкий  —  умный, разносторонне одарённый, тонкий парень.
б) (32) И спроси его, что такое родина, он, думаю, толком не объяснит.
в) (3) Маленький круглоголовый мой Валега!
г) (36) Валега что-то ворчит во сне, переворачивается на другой бок.
2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «потупясь» (предложение 7).
а) опустив глаза
б) сосредоточившись
в) задумавшись
г) молча
3. Замените разговорное слово «уламывать» в предложении 6 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово.
4. Среди предложений 19 — 28 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.
5. Среди предложений 33 — 35 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
6. Укажите количество грамматических основ в предложении 1. Ответ запишите цифрой.
7. Среди предложений 9 — 13 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложений.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 20.
9. Замените словосочетание «бессонные ночи» (предложение 38), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
10. Среди предложений 35 — 40 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
11. Из предложений 1 — 4 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «На конце приставки пишется буква, обозначающая глухой согласный звук, если после приставки следует глухой согласный».
12. Из предложений 19 — 20 выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».
13. Из предложений 14 — 16 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, выбор которой зависит от согласной(-ых) на конце корня.
14. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
а) Где-то далеко стреляют зенитки, бродят прожектора по небу, вздыхает во сне Валега.
б) Сколько исходили мы с тобой за эти месяцы, сколько каши съели из одного котелка …
в) Стоял потупясь и мычал что-то невнятное: не умею, мол, не привык.
г) А с Валегой  —  хоть на край света.
15. Как характеризует Валегу информация, заключённая в предложениях 5—10?
а) Валега  —  добросовестный, но косный человек, не желающий менять привычный род занятий.
б) Валега — легко ранимый, обидчивый человек, считающий, что должность ординарца унижает его.
в) Валега  —  человек с развитым чувством товарищества и твёрдыми понятиями о своём солдатском долге.
г) Валега — человек нерешительный, не очень сообразительный, но честный и бескомпромиссный.
16. В каком фрагменте текста содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчик в довоенное время многих людей считал своими друзьями?»
а) (12) Нет, это не привычка, это что-то другое, большее.
б) (14) Ведь у меня и раньше были друзья. (15) Много друзей.
в) (16) Вместе росли, учились, спорили об искусстве, о высоких материях…
г) (19) Вадим Кастрицкий  —  умный, одарённый, тонкий парень.
17. На какой вопрос в тексте нет ответа?
а) Какие черты были присущи Валеге?
б) Какими были обязанности связиста во время Великой Отечественной войны?
в) Достаточно ли для настоящей дружбы общих интересов?
г) Какие ценности для рассказчика стали самыми главными на войне?
18. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Она как лакмусовая бумажка,(1) как проявитель какой-то особенный. Валега вот читает по складам,(2) в делении путается,(3) не знает,(4) сколько семью восемь.
19. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
И спроси его,(1) что такое родина,(2) он,(3) наверное,(4) толком не объяснит. Но за эту родину  —  за меня,(5) за Игоря,(6) за товарищей своих по полку,(7) за свою покосившуюся хибарку где-то на Алтае  —  он будет драться до последнего патрона.
20. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложных предложений, связанными сочинительной связью.
Вместе с ними ты по передовой лазил,(1) вместе горе хлебал,(2) а тут ты вдруг пошёл к начальнику в связные. Воевать я,(3) что ли,(4) не умею,(5) или я хуже других?


Ответы здесь

Анализ заданий здесь


Комментариев нет:

Отправить комментарий