Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

пятница, 16 мая 2014 г.

ГИА 2014. Вариант №139 (части А, В)

1. Очень внимательно читаем текст

      (1)Вовка примчался через десять минут. (2)На моём столе лежал раскрытый Пушкин. (3)Такую толстенную книгу Вовка никогда не видал.
      –  (4)Давай почитаем!  –  торопился Вовка.
      (5)Как мы читали Пушкина! (6)Первый раз  –  самостоятельно, без руководства взрослых, пусть даже очень хороших и мудрых, как захлёбывались мы радостью познания неизвестных доселе слов и чувств  –  точно подкрались к благодатному источнику, который зачем-то прятали от нас прежде, давая из него лишь по глоточку отфильтрованной влаги, и вот мы пьём без всяких помех, и нам ломит зубы студёность и новизна. (7)Мы были полны восторга, ещё не умея выразить то, что переполняет нас до самого края, а только слушая себя, своё сердце, слушая, как замирает оно, когда возносит вдруг душу какая-то волна, и как обрывается всё внутри, когда волна эта бросает вниз, словно испытывая нашу прочность.
      (8)Мы ещё не знали, что стихи Пушкина обладают этим волшебным умением, что волнуют нас образы и видения, слагаемые из слов, и что мы переживаем одно из самых счастливых мгновений, которые даруются человеку.
      (9)Отныне, встречаясь, мы с Вовкой вели странные речи, в которых незримо присутствовал Александр Сергеевич. (10)Ну, например, я спрашивал своего друга:
      –  (11)Как ты вчера до дому довлачился? (12)В обитель дальнюю?
      (13)А Вовка отвечал:
      –  (14)Поздно уже прикандыбал. (15)Почти  пред ясным восходом зари.
       (16)Говоря друг другу эти слова, мы, конечно, шутили, но не так, чтобы очень. (17)Спроси нас в ту пору со взрослой строгостью в голосе, чего это мы так по-дурацки шутим, мы бы, наверное, смутились и перестали вставлять в свою речь пушкинские слова, но мы ведь переговаривались негромко, говоря друг дружке свои замечательные тирады, и, по крайней мере, никому другому знаний своих не демонстрировали.
      (18)Лишь однажды Вовка сорвался.
      (19)Так уж выходило, что слова эти и выражения легко и радостно впитывала наша память, похожая на губку, да ведь ещё мы и упражнялись, вставляя в свои речи пушкинские обороты, поэтому Вовку было трудно судить за раскрытие тайны, когда он вдруг сжал кулак и крикнул:
       –  (20)Вострепещи, тиран! (21)Уж близок час паденья!
      (22)Это было в начале последнего урока. (23)Анна Николаевна рассказывала про последние известия с фронта, а Вовка, такая у него была почётная обязанность, передвигал флажки на карте под руководством учительницы.
      (24)Наши били фрицев, флажки двигались каждый день, расширяя фронт атак, и в тот день скакнули далеко вперёд. (25)Вот Вовка и не выдержал.
      (26)Все засмеялись его необыкновенным словам  –  все, кроме меня и Анны Николаевны. (27)Учительница же заглянула Вовке прямо в глаза, а потом долго смотрела ему вслед, пока мой друг, притихший, медленно, словно раненый, шёл к парте, усаживался, лез зачем-то в портфель.
      –  (28)М-мда!  –  задумчиво произнесла Анна Николаевна и после небольшой паузы сказала:
      –  (29)Ребята, а давайте проведём в классе конкурс на лучшего исполнителя стихотворений Пушкина!
(По А.А. Лиханову)*

∗ Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.)  –  писатель, журналист, председатель Российского детского фонда. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.  

2. Выполняем задания

1.Замените книжное слово «отныне» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимичным словосочетанием. Напишите это синонимичное словосочетание.
2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «сорвался» (предложение 18).
а) не удержавшись, упал
б) стремительно удалился
в) утратил контроль над собой
г) споткнувшись, оступился
3. Укажите ошибочное суждение.
а) В слове ЛИШЬ все согласные звуки мягкие.
б) В слове ОБЛАДАЮТ звуков больше, чем букв.
в) В слове СУДИТЬ все согласные звуки имеют пару по глухости  –  звонкости. 
г) В слове ПАУЗЫ три слога.
4. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Анна Николаевна рассказывала про последние известия с фронта,(1) а Вовка,(2) такая у него была почётная обязанность,(3) передвигал флажки на карте под руководством учительницы.
Наши били фрицев,(4) флажки двигались каждый день,(5) расширяя фронт атак,(6) и в тот день скакнули далеко вперёд.
5. Замените словосочетание «известия с фронта» (предложение 23), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
6. Выпишите грамматическую основу предложения 20.
7. Среди предложений 19 – 25 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
8. Среди предложений 16 – 21 найдите предложение с обособленным согласованным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.
9. Укажите количество грамматических основ в предложении 8. Ответ запишите цифрой.
10. Среди предложений 5 – 9 найдите сложное предложение с однородным, неоднородным (параллельным) и последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
11. В каком слове нет суффикса -Н-?
а) дальнюю
б) юного
в) трудно
г) почётная
12. В каком слове правописание приставки определяется её значением  –  «неполнота действия»?
а) примчался
б) присутствовал
в) прикандыбал
г) притихший
13. Укажите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
а) зари
б) скакнули
в) замирает
г) вставлять
14. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые при вводных словах.
Спроси нас в ту пору со взрослой строгостью в голосе,(1) чего это мы так по-дурацки шутим,(2) мы бы,(3) наверное,(4) смутились и перестали вставлять в свою речь пушкинские слова,(5) но мы ведь переговаривались негромко,(6) говоря друг дружке свои замечательные тирады,(7) и,(8)  по крайней мере,(9) никому другому знаний своих не демонстрировали.
15. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Вовка  „ не выдержал” и однажды  „ сорвался”?»
а) Вовка в этот момент впервые почувствовал волшебство и красоту пушкинских стихов, которые потрясли его до глубины души.
б) Смех одноклассников расстроил Вовку, потому что он не мог смириться с тем, что ребята смеются над стихами Пушкина.
в) Успехи наших войск на фронтах вселили в душу мальчика надежду, что час расплаты для агрессора близок.
г) Радость познания неизвестных доселе слов и чувств переполняли Вовку, он не мог пережить этот восторг в одиночку и продекламировал стихи Пушкина на уроке.
16. В каком варианте ответа средством выразительности речи является эпитет?
а) Мы были полны восторга, ещё не умея выразить то, что переполняет нас до самого края, а только слушая себя, своё сердце, слушая, как замирает оно, когда возносит вдруг душу какая-то волна, и как обрывается всё внутри, когда волна эта бросает вниз, словно испытывая нашу прочность.
б) Мы ещё не знали, что стихи Пушкина обладают этим волшебным умением, что волнуют нас образы и видения, слагаемые из слов, и что мы переживаем одно из самых счастливых мгновений, которые даруются человеку.
в) Наши били фрицев, флажки двигались каждый день, расширяя фронт атак, и в тот день скакнули далеко вперёд.  
г) М-мда!  –  задумчиво произнесла Анна Николаевна и после небольшой паузы сказала:
–  Ребята, а давайте проведём в классе конкурс на лучшего  исполнителя стихотворений Пушкина!



Ответы здесь

Анализ заданий здесь

2 комментария: