Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

суббота, 17 мая 2014 г.

ГИА 2014. Вариант №140 (части А, В)

1. Очень внимательно читаем текст

      (1)Мы задержались в школе, и, когда вышли на улицу, уже смеркалось. (2)Снегу навалило до половины валенка. (3)Я забеспокоился, зная, как жестоки наши степные сибирские метели, какие беды они могут принести.
     (4)И скоро началось то, чего я опасался. (5)Снежинки вдруг закружились в таком танце, что через несколько минут началась настоящая пурга, вскоре перешедшая в большой буран. (6)Узенькую дорожку, которая вела в наше село, то и дело засыпало снегом, а потом она и совсем пропала. (7)Будто из-под ног её украл кто-то очень недобрый.
     (8)Я испугался и не знал, что делать дальше. (9)Ветер свистел на все лады, чудились волки. (10)И вдруг в вое ветра я услышал спокойный голос матери: «Не бойся, тебе надо зарыться в снег». (11)Я так отчётливо слышал голос моей матери, отлично зная, что маминым голосом я разговариваю сам с собой в моём воображении…
     (12)Мы вырыли пещерку и всю ночь просидели, рассказывая друг другу разные истории. (13)А утром, пробив дыру на свободу, мы отправились домой.
     (14)Открыв дверь, я бросился к маме. (15)Бросился и  –  что было, то было  –  заплакал.
     –  (16)Да о чём ты? (17)Переобувайся да живо за стол,  –  сказала мать, ничего не спросив о минувшей ночи.
     (18)Приехал отец. (19)Он хвалил меня, обещал мне купить маленькое, но настоящее ружьё. (20)Он удивлялся моей находчивости. (21)А мать?.. (22)Мать сказала: «Парню тринадцатый год, и странно было бы, если бы он растерялся в метель да себя с товарищами не спас».
     (23)Вечером мы остались с бабушкой вдвоём. (24)Мать ушла на станцию, к фельдшеру. (25)Сказала, что угорела  –  болит голова. (26)С бабушкой мне всегда было легко и просто. (27)Я спросил её: «Бабушка, хоть ты скажи мне правду: почему мать не пожалела меня? (28)Неужели я в самом деле такой нестoящий?».
     –  (29)Дурень ты, больше никто!  –  ответила бабушка.  –  (30)Мать всю ночь не спала, ревела, как умалишённая, с собакой по степи тебя искала, колени обморозила... (31)Только ты ей, смотри, об этом ни гугу!
     (32)Вскоре вернулась мать. (33)Она сказала бабушке: «Фельдшер дал порошки от головы. (34)Говорит, чепуха, скоро пройдёт».
     (35)Я бросился к матери и обнял её ноги. (36)Сквозь толщу юбок я почувствовал, что её колени забинтованы. (37)Но я даже не подал виду. (38)Я никогда ещё не был так ласков с нею. (39)Я никогда ещё так не любил свою мать. (40)Обливаясь слезами, я целовал её обветренные руки. (41)А она погладила меня по голове и ушла, чтобы лечь. (42)Видимо, стоять ей было трудно.
     (43)Так растила и закаливала нас наша любящая и заботливая мать. (44)Далеко смотрела она. (45)И худого из этого не получилось. (46)Мой брат теперь дважды Герой. (47)И про себя я кое-что мог бы сказать, да матерью строго-настрого наказано как можно меньше говорить о себе.
(По Е.А. Пермяку)*

*Пермяк  Евгений Андреевич (настоящая фамилия  –  Виссов) (1902 – 1982)  –  русский советский писатель.

2. Выполняем задания

1. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «пропала» (предложение 6).
а) исчезла
б) удалилась
в) погибла
г) ускользнула
2. Замените разговорное слово «живо» в предложении 17 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
3. Укажите ошибочное суждение.
а) В слове ПРОСТО все согласные звуки твёрдые.
б) В слове ЕЁ четыре звука.
в) В слове ВДВОЁМ все согласные звуки имеют пару по глухости  –  звонкости.
г) В слове ТВОРИТЬ два слога.
4.   Среди предложений 3 – 9 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
5. Выпишите грамматическую основу предложения 2.
6. Среди предложений 1–6 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
И скоро началось то,(1) чего я опасался. Снежинки вдруг закружились в таком танце,(2) что через несколько минут началась настоящая пурга,(3) вскоре перешедшая в большой буран. Узенькую дорожку,(4) которая вела в наше  село,(5) то и дело засыпало снегом,(6) а потом она  и совсем пропала.
8. Замените словосочетание «степные метели» (предложение 3), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
9. Укажите количество грамматических основ в предложении 1. Ответ запишите цифрой.
10. Среди предложений 1 – 7 найдите предложение с обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
11. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
а) обливаясь
б) угорела
в) задержались
г) свистел
12. В каком слове приставка всегда пишется одинаково, независимо от произношения?
а) вскоре
б) растерялся
в) испугался
г) рассказывая
13. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется Н»?
а) спокойный
б) отлично
в) забинтованы
г) степные
14. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
– Дурень ты,(1) больше никто! – ответила бабушка. – Мать всю ночь не спала,(2) ревела,(3) как умалишённая,(4) с собакой по степи тебя искала,(5) колени обморозила... Только ты ей,(6) смотри,(7) об этом ни гугу!
15. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему мать не пожалела сына?»
а) Мать была бессердечной и равнодушной по отношению к сыну.
б) Мать считала, что сыну достаточно будет сочувствия и похвалы отца.
в) Мать рассердилась на сына за то беспокойство, которое он причинил ей.
г) Мать считала поведение сына естественным для взрослого, ответственного человека и хотела, чтобы он почувствовал себя настоящим мужчиной.
16. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
а) Снежинки вдруг закружились в таком танце, что через несколько минут началась настоящая пурга, вскоре перешедшая в большой буран.
б) А утром, пробив дыру на свободу, мы отправились домой.
в) Но я даже не подал виду.
г) А она погладила меня по голове и ушла, чтобы лечь.


Ответы здесь

Анализ заданий здесь


Комментариев нет:

Отправить комментарий