Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

вторник, 20 мая 2014 г.

ГИА 2014. Вариант №143 (части А, В)

1. Очень внимательно читаем текст

      (1)Когда мне было лет шесть, наверное, или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете. (2)То у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин. (3)А то мне казалось, что неплохо бы стать отважным путешественником и переплыть все океаны на утлом челноке, питаясь одной только сырой рыбой. (4)А на другой день мне уже приспичило стать боксёром, потому что я увидел в телевизоре розыгрыш первенства Европы по боксу. (5)Как они молотили друг друга  –  просто ужас какой-то! (6)А потом показали их тренировку, и тут они колотили уже тяжёлую кожаную «грушу»  –  такой продолговатый тяжёлый мяч, по нему надо бить изо всех сил, лупить что есть мочи, чтобы развивать в себе силу удара. (7)И я тоже решил стать самым сильным человеком во дворе.
(8)Я сказал папе:
     –  (9)Папа, купи мне боксёрскую грушу! (10)Буду тренироваться и стану боксёром.  (11)Нечего тратить на ерунду деньги, перебейся как-нибудь без груши.
      (12)И он оделся и пошёл на работу. (13)А мама сразу же заметила, что я обиделся, и постаралась мне помочь.
(14)Она достала из-под дивана большую плетёную корзинку, где были сложены старые игрушки, и вынула со дна корзинки здоровущего плюшевого Мишку.
      –  (15)Вот. (16)Хороший Мишка, отличный. (17)Погляди, какой тугой! (18)Чем не груша? (19)Давай тренируйся сколько душе угодно!
       (20)Я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. (21)И я устроил Мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было  тренироваться и развивать силу удара.
      (22)Он сидел передо мной такой шоколадный, и у него были разные глаза: один его собственный  –  жёлтый стеклянный, а другой большой белый  –  из пришитой пуговицы от наволочки. (23)Но это было неважно, потому что Мишка смотрел на меня своими разными глазами и обе лапы поднял кверху, как будто он уже заранее сдаётся...
      (24)И я вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим Мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и спать его укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные твёрденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал…
         (25)И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства, а я хочу тренировать об него силу удара...
       –  (26)Что с тобой?  –  спросила мама, приоткрыв дверь.
      (27)А я не знал, что со мной, я задрал голову к потолку, чтобы не видно было слёз, и сказал:
        –  (28)Я раздумал быть боксёром.
 (По В.Ю. Драгунскому)*

*Драгунский Виктор Юзефович (1913 – 1972)  –  русский советский писатель, автор рассказов для детей.

2. Выполняем задания

1. Замените устаревшее слово «утлый» в предложении 3 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «устроил» (предложение 21).
а) организовал
б) поместил
в) обеспечил
г) изготовил
3. Укажите ошибочное суждение.
а) В слове ЕРУНДУ звуков больше, чем букв.
б) В слове ДУШОЙ все согласные звуки твёрдые.
в) В слове ПОВСЮДУ все согласные звуки имеют пару по глухости  –  звонкости.
г) В слове МЯЧ все согласные звуки мягкие.
4. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Он сидел передо мной такой шоколадный,(1) и у него были разные глаза: один его собственный  –  жёлтый стеклянный,(2) а другой большой белый  –  из пришитой пуговицы от наволочки. Но это было неважно,(3) потому что Мишка смотрел на меня своими разными глазами и обе лапы поднял кверху,(4) как будто он уже заранее сдаётся...
5. Выпишите грамматическую основу предложения 9.
6. Замените словосочетание «бархатные ушки» (предложение 24), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
7. Среди предложений 1 – 6 найдите сложное предложение с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
8. Среди предложений 23 – 28 найдите предложение с обособленным согласованным распространённым приложением. Напишите номер этого предложения.
9. Укажите количество грамматических основ в предложении 24. Ответ запишите цифрой.
10. Среди предложений 22 – 27 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
11. В каком слове правописание приставки определяется её значением  –  «приближение, присоединение»?
а) переплыть
б) пошёл
в) пришитой
г) приоткрыв
12. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется одна буква Н»?
а) кожаную
б) сложены
в) плетёную
г) важно
13. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
а) разгорался
б) питаясь
в) шептал
г) развивать
14. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Когда мне было лет шесть,(1) наверное,(2) или шесть с половиной,(3) я совершенно не знал,(4) кем же я в конце концов буду на этом свете. То у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника,(5) который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин. А то мне казалось,(6) что неплохо бы стать отважным путешественником и переплыть все океаны на утлом челноке,(7) питаясь одной только сырой рыбой.
15. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему мальчик раздумал быть боксёром?»
а) Мальчик хотел стать или художником, или путешественником.
б) У мальчика не было возможности тренироваться, ведь папа отказался покупать ему тренировочную боксёрскую «грушу».
в) Мальчика поразила жестокость, с которой боксёры на соревнованиях «молотили друг друга».
г) Мальчик понял, что никогда не сможет ударить своего лучшего друга, пусть даже игрушечного.
16. В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора?
а) И я тоже решил стать самым сильным человеком во дворе.
б) То у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин. 
в) А мама сразу же заметила, что я обиделся, и постаралась мне помочь.
г) И я устроил Мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было  тренироваться и развивать силу удара.



Ответы здесь

Анализ заданий здесь

1 комментарий: