Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

среда, 21 мая 2014 г.

ГИА 2014. Вариант №144 (части А, В)

1. Очень внимательно читаем текст

      (1)В детстве у меня была любимая мягкая игрушка размером примерно с небольшую диванную подушку. (2)Это был медведь. (3)Я таскал его повсюду и даже в кроватке не расставался с ним. (4)Из всех игрушек ясельного возраста медведь был забыт самым последним. (5)В общем, я вырос, стал дядькой с большой бородой и татухами и вместо плюшевых медвежат полюбил мотоциклы.
      (6)И вот однажды мне приснился медвежонок из детства. (7)Сон был неприятный: медвежонок стоял в центре пустой комнаты, в мерцающем свете лампочки, а за окном как будто бы собирался ураган. (8)Медведь в упор смотрел на меня и тянул ко мне лапу, как будто показывал на что-то у меня за спиной, как будто предупреждал о чём-то.
      (9)Я не придал значения сну. (10)Однако на следующий день я ехал в мотоклуб, и «девятка» подрезала меня так, что я перелетел через руль и приземлился на живую изгородь, посаженную вдоль дороги. (11)Именно она меня и спасла. (12)Я получил ушибы, небольшой вывих плеча, а мотоцикл серьёзно пострадал и требовал дорогого ремонта.
    (13)Через неделю всё повторилось. (14)Всё в той же комнате при мерцающем свете и надвигающемся урагане. (15)Только сама игрушка выглядела грязной и потрёпанной, а в некоторых местах была порезана, и оттуда торчала вата. (16)Медвежонок по-прежнему настойчиво указывал на меня лапой.
      (17)Я решил съездить на дачу, которая была практически заброшена, и отыскать на чердаках-подвалах медвежонка среди барахла. (18)Перерыв там всё вверх дном, я в самом дальнем углу в пыльном мешке
из-под картошки нашёл игрушку.
      (19)Сначала я достал голову медвежонка, оторванную «с мясом»,
затем  –  тело с наполовину вылезшей через рваные дыры ватой. (20)Ещё час я потратил, чтобы найти в мелком мусоре на дне мешка пропавший шарик глаза, но так и не нашёл.
      (21)Я отвёз медведя домой и самолично его починил, хотя навыка такого у меня, конечно, не было. (22)Я постирал, набил новую вату, аккуратно зашил и даже слегка прошёлся утюгом, на место потерянного глаза я приделал чёрную повязку, как у пирата. (23)А позже с помощью знакомой из ателье медведь оделся в кожаную косуху с маленькими заклёпками.
      (24)Отныне медведь сидит у меня в гараже на самом видном месте, а иногда я устанавливаю его на вилку мотоцикла, и мы катаемся по городу или в мотоколоннах. (25)Соратники из клуба сначала смеялись, а потом привыкли, и игрушка даже в некотором роде стала нашим талисманом.       (26)У меня давно была мечта  –  свой клуб для байкеров, и я его открою. (27)Я даже придумал ему название  –  «Одноглазый медведь».

 (По Остромиру)*

*Остромир  –  современный молодой блоггер.

2. Выполняем задания

1. Замените разговорное слово «таскал» в предложении 3 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «требовал» (предложение 12).
а) добивался
б) нуждался
в) настаивал
г) запрашивал
3. Укажите ошибочное суждение.
а) В слове МОТОЦИКЛ все согласные звуки твёрдые.
б) В слове ДАЛЬНИЙ все согласные звуки звонкие.
в) В слове АТЕЛЬЕ количество звуков и букв совпадает.
г) В слове МЕШКА все согласные звуки имеют пару по твёрдости  –  мягкости.   
4. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Только сама игрушка выглядела грязной и потрёпанной,(1) а в некоторых местах была порезана,(2) и оттуда торчала вата. Медвежонок
по-прежнему настойчиво указывал на меня лапой.
Я решил съездить на дачу,(3) которая была практически заброшена,(4) и отыскать на чердаках-подвалах медвежонка среди барахла.  Перерыв там всё вверх дном,(5) я в самом дальнем углу в пыльном мешке из-под картошки нашёл игрушку.
5. Укажите количество грамматических основ в предложении 26. Ответ запишите цифрой.
6. Среди предложений 21 – 27 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
7. Среди предложений 17 – 20 найдите предложение с обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 13.
9. Замените словосочетание «диванная подушка» (предложение 1), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
10. Среди предложений 7 – 12 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
11. В каком слове правописание приставки определяется её значением  –   «присоединение»?
а) приснился
б) привыкли
в) приделал
г) придумал
12. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
а) постирал
б) собирался
в) значения
г) починил
13. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одна буква Н»?
а) порезана
б) рваные
в) словно
г) кожаную
14. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Только сама игрушка выглядела грязной и потрёпанной,(1) а в некоторых местах была порезана,(2) и оттуда торчала вата. Медвежонок
по-прежнему настойчиво указывал на меня лапой.
Я решил съездить на дачу,(3) которая была практически заброшена,(4) и отыскать на чердаках-подвалах медвежонка среди барахла.  Перерыв там всё вверх дном,(5) я в самом дальнем углу в пыльном мешке из-под картошки нашёл игрушку.
15. Среди предложений 21 – 27 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
16. Среди предложений 17 – 20 найдите предложение с обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
17. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Я отвёз медведя домой и самолично его починил,(1) хотя навыка такого у меня,(2) конечно,(3) не было. Я постирал,(4) набил новую вату,(5) аккуратно зашил и даже слегка прошёлся утюгом. На место потерянного глаза я приделал чёрную повязку,(6) как у пирата.
18. Среди предложений 7 – 12 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
19. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой-рассказчик забрал с дачи свою  детскую игрушку?»
а) Герой-рассказчик вспомнил, как любил эту игрушку в детстве, и ему захотелось вернуть те радостные ощущения.
б) Герой-рассказчик любил «самолично» чинить старые игрушки, и ему приятно было видеть, как они обретают новую жизнь.
в) Герой-рассказчик поверил в то, что старая детская игрушка, возвращаясь к нему во сне, предостерегает его от опасности и отводит беду.
г) Герой-рассказчик, одев медведя в кожаную косуху, решил сделать его талисманом собственного клуба для байкеров.
20. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
а) Я решил съездить на дачу, которая была практически заброшена, и отыскать на чердаках-подвалах медвежонка среди барахла.
б) Перерыв там всё вверх дном, я в самом дальнем углу в пыльном мешке из-под картошки нашёл игрушку.
в) Из всех игрушек ясельного возраста медведь был забыт самым последним.
г) Я отвёз медведя домой и самолично его починил, хотя навыка такого у меня, конечно, не было.   


Ответы здесь
Анализ заданий здесь    

Комментариев нет:

Отправить комментарий