1. Очень внимательно читаем текст
(1)Мы собирались на рыбалку, когда прибежала
Наташка.
— (2)К тёте Марье родственник приехал, —
затараторила она. — (3)Вышел на лужайку и прыгает через голову…
— (4)То-то ты вырядилась, —
сказал Мишка.
— (5)А собака у него — с
телёнка.
— (6)С лошадь,
— сказал Мишка.
— (7)Со слона,
— поддакнул я.
(8)Наташка
взяла жестяную банку с червями и, заглянув внутрь, презрительно сказала:
— (9)Разве это черви? (10)Вот у тёти Марьи на
огороде…
(11)И
вывалила наших червей в глубоченную яму, приготовленную для силоса. (12)Мы с
Мишкой ахнули: этих червей мы, может, с полчаса копали у конюшни.
(13)Я
бы показал Наташке за эти штучки, но из-за Мишки не стал. (14)В последнее время
я заметил, что Мишка перестал возражать Наташке. (15)А когда она улыбается и её
насмешливые глаза смотрят на него, он отворачивается, даже краснеет…
(16)Мишка
сказал:
— (17)Ладно, пошли к Марье. (18)Красных
накопаем…
(19)Наташка
не обманула: таких огромных собак мы не видали сроду. (20)Как только мы
остановились у калитки, собака подошла и, встав на задние лапы, просунула между
жердинами чёрный нос, обнюхивая Мишкину голову.
— (21)Она сейчас Мишке голову откусит! — чуть
слышно прошептала Наташка.
(22)Но
собака не стала откусывать, она раскрыла красную пасть и оглушительно гавкнула.
(23)Дверь
распахнулась, и на пороге показался высокий мальчишка в куртке на блестящей
молнии.
— (24)Орион!
— сказал мальчишка. —
(25)Ко мне!
(26)Собака,
виляя хвостом, подбежала к нему.
— (27)Он кусается? —
спросила Наташка.
(28)Мальчишка
улыбнулся.
— (29)Погладь,
— разрешил он.
(30)Наташка
тут же запустила пальцы в густую собачью шерсть и спросила:
— (31)А что такое Орион?
— (32)Такую чепуху не знает… —
сказал Мишка. — (33)Звезда какая-то…
(34)Мальчишка
поправил:
— (35)Так называется созвездие, оно находится
как раз над экватором…
— (36)А как тебя зовут? —
спросила Наташка.
— (37)Женя,
— ответил мальчишка. —
(38)А тебя?
(39)Наташка
сказала. (40)Мишка исподлобья взглянул на неё и отвернулся.
— (41)А какой породы Орион? —
снова спросила Наташка.
— (42)Ньюфаундленд, —
сказал Женя.
— (43)А что это такое?
— (44)Такую чепуху не знает… —
сказал Мишка. — (45)Полуостров в Америке.
— (46)Остров,
— опять поправил мальчишка. — (47)
От Америки он отделяется проливом.
(48)Мишка
готов был лопнуть от злости.
— (49)А ты… видел когда-нибудь ропуху1? —
спросил он.
— (50)Ропуху?
— удивился Женя. —
(51)А что это такое?
— (52)То-то,
— сказал Мишка и кивнул мне: —
(53)Пошли отсюда!
(По В. Козлову)*
1Ропуха — жаба (укр.).
* Козлов Вильям Фёдорович —
современный российский писатель, автор около пятидесяти книг для детей и
взрослых, в том числе сборника рассказов «Валерка-председатель», повестей «Волосы
Вероники», «Юрка Гусь» и др.
2. Выполняем задания
1. Замените просторечное слово «сроду» в предложении 19 стилистически
нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
2.
Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «штучки» (предложение 13).
а) необычные вещицы
б) мелкие предметы
в) явления
г) проделки
3.
Какие из приведённых ниже предложений противопоставлены в тексте по содержанию
предложению 49:
«А ты… видел когда-нибудь ропуху? – спросил он»?
а) – (31) А
что такое Орион? – (32) Такую чепуху не знает… –
сказал Мишка. – (33) Звезда какая-то…
б) – (46)
Остров, – опять поправил мальчишка. –
(47) От Америки он отделяется
проливом.
в) – (41) А
какой породы Орион? – снова спросила Наташка.
г) – (52)
То-то, – сказал Мишка и кивнул мне: – (53)
Пошли отсюда!
4.
Среди предложений 11 – 15 найдите
сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
5.
Среди предложений 8 – 14 найдите предложение с обособленным распространённым
согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
6.
Выпишите грамматическую основу
предложения 9.
7.
Среди предложений 8 – 13 найдите
предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
8.
Среди предложений 13 – 20 найдите сложноподчинённое предложение с однородными
придаточными. Напишите номер этого предложения.
9.
Замените словосочетание «жестяную банку» (предложение 8), построенное на основе
согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите
получившееся словосочетание.
10.
Укажите количество грамматических основ в предложении 35. Ответ запишите цифрой.
11.
Из предложений 22 – 23 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
12.
Из предложений 1 – 4 выпишите
слова, в которых правописание приставки зависит от её значения.
13.
Из предложений 8–11 выпишите
слово, написание которого определяется правилом: «В полных страдательных
причастиях прошедшего времени пишется НН».
14.
Укажите фрагмент текста, в котором средством выразительности речи является
ирония.
а) – А собака у него – с
телёнка.
– С
лошадь, – сказал Мишка.
– Со
слона, –
поддакнул я.
б) Как только мы остановились у
калитки, собака подошла и, встав на задние лапы, просунула между жердинами
чёрный нос, обнюхивая Мишкину голову.
в) Дверь распахнулась, и на
пороге показался высокий мальчишка в куртке на блестящей молнии.
–
Орион! – сказал мальчишка. – (25)
Ко мне!
г) – Он кусается?
– спросила Наташка.
Мальчишка улыбнулся.
–
Погладь, – разрешил он.
15.
Как характеризует Наташку информация,
заключённая в предложениях 11 – 12?
а) Наташка — насмешливая,
уверенная в себе девочка, способная на решительные поступки.
б) Наташка — настоящая
фантазёрка, любящая всё безмерно преувеличивать.
в) Наташка —
презирает своих товарищей, и поэтому ведёт себя довольно своенравно.
г) Наташка уверена в своих
знаниях, она любит при случае показать их.
16.
На какой вопрос в тексте нет ответа?
а) Почему рассказчик не стал
возражать Наташке, когда та выбросила червей?
б) Что делает Женю интересным в
Наташкиных глазах?
в) Почему Мишка вступает в
словесный поединок с Наташкой и Женей?
г) Какая область знаний обычно
интересует всех подростков?
17.
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования
ответа на вопрос:
«Почему можно утверждать, что рассказчик относится к Мишке как настоящий друг?»
а) – (6) С
лошадь, – сказал Мишка.
–
(7) Со слона, –
поддакнул я.
б) (12) Мы с Мишкой ахнули: этих
червей мы, может, с полчаса копали у конюшни.
в) (13) Я бы показал Наташке за
эти штучки, но из-за Мишки не стал.
г) (52)
То-то, – сказал Мишка и кивнул мне: – (53)
Пошли отсюда!
18.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все
запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочинённого
предложения.
Но собака не стала откусывать,(1)
она раскрыла красную пасть и оглушительно гавкнула.
Дверь распахнулась,(2) и на
пороге показался высокий мальчишка в куртке на блестящей молнии.
–
Орион! – сказал мальчишка. – Ко
мне!
Собака, (3) виляя хвостом, (4)
подбежала к нему.
19.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все
запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Наташка взяла жестяную банку с
червями и,(1) заглянув внутрь,(2) презрительно сказала:
—
Разве это черви? Вот у тёти Марьи на огороде…
И вывалила наших червей в
глубоченную яму, (3) приготовленную для силоса. Мы с Мишкой ахнули: этих червей
мы, (4) может, (5) с полчаса копали у конюшни.
20.
В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все
запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями предложения,
связанными подчинительной связью.
Как только мы остановились у
калитки,(1) собака подошла и,(2) встав на задние лапы,(3) просунула между
жердинами чёрный нос,(4) обнюхивая Мишкину голову.
Источник: ФИПИ Открытый банк заданий ГИА - 2014
Ответы здесь
Анализ заданий здесь
Анализ заданий здесь
Комментариев нет:
Отправить комментарий