1. Очень внимательно читаем текст
(1)Мы
задержались в школе, и, когда вышли на улицу, уже смеркалось. (2)Снегу навалило
до половины валенка. (3)Я забеспокоился, зная, как жестоки наши степные
сибирские метели, какие беды они могут принести.
(4)И
скоро началось то, чего я опасался. (5)Снежинки вдруг закружились в таком
танце, что через несколько минут началась настоящая пурга, вскоре перешедшая в
большой буран. (6)Узенькую дорожку, которая вела в наше село, то и дело
засыпало снегом, а потом она и совсем пропала. (7)Будто из-под ног её украл
кто-то очень недобрый.
(8)Я
испугался и не знал, что делать дальше. (9)Ветер свистел на все лады, чудились
волки. (10)И вдруг в вое ветра я услышал спокойный голос матери: «Не бойся,
тебе надо зарыться в снег». (11)Я так отчётливо слышал голос моей матери,
отлично зная, что маминым голосом я разговариваю сам с собой в моём
воображении…
(12)Мы
вырыли пещерку и всю ночь просидели, рассказывая друг другу разные истории.
(13)А утром, пробив дыру на свободу, мы отправились домой.
(14)Открыв
дверь, я бросился к маме. (15)Бросился и
– что было, то было –
заплакал.
– (16)Да о чём ты? (17)Переобувайся да живо за
стол, –
сказала мать, ничего не спросив о минувшей ночи.
(18)Приехал
отец. (19)Он хвалил меня, обещал мне купить маленькое, но настоящее ружьё.
(20)Он удивлялся моей находчивости. (21)А мать?.. (22)Мать сказала: «Парню
тринадцатый год, и странно было бы, если бы он растерялся в метель да себя с
товарищами не спас».
(23)Вечером
мы остались с бабушкой вдвоём. (24)Мать ушла на станцию, к фельдшеру.
(25)Сказала, что угорела – болит голова. (26)С бабушкой мне всегда было
легко и просто. (27)Я спросил её: «Бабушка, хоть ты скажи мне правду: почему
мать не пожалела меня? (28)Неужели я в самом деле такой нестoящий?».
– (29)Дурень ты, больше никто! –
ответила бабушка. – (30)Мать всю ночь не спала, ревела, как
умалишённая, с собакой по степи тебя искала, колени обморозила... (31)Только ты
ей, смотри, об этом ни гугу!
(32)Вскоре
вернулась мать. (33)Она сказала бабушке: «Фельдшер дал порошки от головы.
(34)Говорит, чепуха, скоро пройдёт».
(35)Я
бросился к матери и обнял её ноги. (36)Сквозь толщу юбок я почувствовал, что её
колени забинтованы. (37)Но я даже не подал виду. (38)Я никогда ещё не был так
ласков с нею. (39)Я никогда ещё так не любил свою мать. (40)Обливаясь слезами,
я целовал её обветренные руки. (41)А она погладила меня по голове и ушла, чтобы
лечь. (42)Видимо, стоять ей было трудно.
(43)Так
растила и закаливала нас наша любящая и заботливая мать. (44)Далеко смотрела
она. (45)И худого из этого не получилось. (46)Мой брат теперь дважды Герой.
(47)И про себя я кое-что мог бы сказать, да матерью строго-настрого наказано
как можно меньше говорить о себе.
(По Е.А. Пермяку)*
*Пермяк Евгений
Андреевич (настоящая фамилия – Виссов) (1902 – 1982) –
русский советский писатель.
2. Выполняем задания
1.
Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «пропала» (предложение 6).
а) исчезла
б) удалилась
в) погибла
г) ускользнула
2.
Замените разговорное слово «живо»
в предложении 17 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
3.
Укажите ошибочное суждение.
а) В слове ПРОСТО все согласные
звуки твёрдые.
б) В слове ЕЁ четыре звука.
в) В слове ВДВОЁМ все согласные
звуки имеют пару по глухости – звонкости.
г) В слове ТВОРИТЬ два слога.
4.
Среди
предложений 3 – 9 найдите
бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
5.
Выпишите грамматическую основу
предложения 2.
6.
Среди предложений 1–6 найдите
сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого
предложения.
7.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все
запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного
предложения, связанными сочинительной связью.
И скоро началось то,(1) чего я
опасался. Снежинки вдруг закружились в таком танце,(2) что через несколько
минут началась настоящая пурга,(3) вскоре перешедшая в большой буран. Узенькую
дорожку,(4) которая вела в наше село,(5)
то и дело засыпало снегом,(6) а потом она
и совсем пропала.
8.
Замените словосочетание «степные метели» (предложение 3), построенное на основе
согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите
получившееся словосочетание.
9.
Укажите количество грамматических основ в предложении 1. Ответ запишите цифрой.
10.
Среди предложений 1 – 7 найдите
предложение с обособленным распространённым согласованным определением.
Напишите номер этого предложения.
11.
Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
а) обливаясь
б) угорела
в) задержались
г) свистел
12.
В каком слове приставка всегда пишется одинаково, независимо от произношения?
а) вскоре
б) растерялся
в) испугался
г) рассказывая
13.
В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В кратких
страдательных причастиях прошедшего времени пишется Н»?
а) спокойный
б) отлично
в) забинтованы
г) степные
14.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все
запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
– Дурень ты,(1) больше никто! –
ответила бабушка. – Мать всю ночь не спала,(2) ревела,(3) как умалишённая,(4) с
собакой по степи тебя искала,(5) колени обморозила... Только ты ей,(6)
смотри,(7) об этом ни гугу!
15.
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования
ответа на вопрос:
«Почему мать не пожалела сына?»
а) Мать была бессердечной и
равнодушной по отношению к сыну.
б) Мать считала, что сыну
достаточно будет сочувствия и похвалы отца.
в) Мать рассердилась на сына за
то беспокойство, которое он причинил ей.
г) Мать считала поведение сына
естественным для взрослого, ответственного человека и хотела, чтобы он
почувствовал себя настоящим мужчиной.
16.
В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
а) Снежинки вдруг закружились в
таком танце, что через несколько минут началась настоящая пурга, вскоре
перешедшая в большой буран.
б) А утром, пробив дыру на
свободу, мы отправились домой.
в) Но я даже не подал виду.
г) А она погладила меня по голове
и ушла, чтобы лечь.
Источник: ФИПИ Открытый банк заданий ГИА - 2014
Ответы здесь
Анализ заданий здесь
Анализ заданий здесь
Комментариев нет:
Отправить комментарий