Задание А4 (предложение, начинающееся с деепричастного оборота) вызывает особую трудность у учащихся.
Для выполнения этого задания нужно чётко уяснить, что действие, называемое с помощью деепричастия, и действие, обозначенное сказуемым, должно относиться к одному исполнителю.
Пример №1
Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Источники:
1. Влодавская Е.А. Русский язык. ЕГЭ: методическое пособие для подготовки/ - М.: Издательство " Экзамен", 2006.
2. Штоль А.А. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ самостоятельно. - Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2010.
Для выполнения этого задания нужно чётко уяснить, что действие, называемое с помощью деепричастия, и действие, обозначенное сказуемым, должно относиться к одному исполнителю.
Именно он и будет обозначаться подлежащим в таком предложении. Деепричастный оборот может употребляться и в односоставных предложениях (определённо-личных, неопределённо-личных, где лицо косвенно выражается в форме сказуемого). В безличных предложениях деепричастный оборот может употребляться только при сказуемом, выраженном неопределённой формой глагола, так как в таких предложениях нет ни грамматического, ни логического подлежащего.
Разберём примеры
Пример №1
Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Храня память о прошлом,
1) учёным понадобилось много времени на изучение старинных летописей.
2) монастыри стали неотъемлемой частью русской истории.
3) изучение истории имеет большое значение.
4) это помогает лучше понять настоящее.
В варианте 1 подлежащее много времени. Оно не может хранить память о прошлом. Следовательно, этот вариант ошибочный.
Во 2-ом варианте - подлежащее монастыри. Они могут хранить память о прошлом и являются частью истории. Именно этот вариант и следует признать единственно правильным.
В 3-м и 4-м вариантах подлежащие (изучение и это) также логически не могут выполнять действия, обозначенные деепричастными оборотами.Ответ: 2.
Пример №2
Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Опровергая общее утверждение,
1) приведите хотя бы один довод против.
2) у нас завязался спор.
3) у меня не хватило аргументов.
4) это называется контрпримером.
Среди приведённых вариантов ответов лишь один (1) верный, так как во 2-ом и 4-ом вариантах есть подлежащие (спор завязался, это называется), которые не могут совершать действия, обозначенные деепричастием, а в варианте 1 предложение определённо-личное, то есть подлежащего нет, но сказуемое (глагол 2-го лица множественного числа) косвенно его выражает опровергая... приведите довод против, чего нельзя сказать о варианте 3.Ответ: 3.
Пример №3
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Анализируя стихотворный текст,Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
1) мною был неверно определён размер.
2) у нас завязался спор.
3) помните об особенностях поэтической речи.
4) часто не учитывается ритм и интонация.
В первом предложении подлежащее - размер (был определён - сказуемое); если мы выбираем этот вариант, то выходит, что именно размер анализирует стихотворный текст (ведь реальный производитель действия здесь подлежащим не является).
Похожая ситуация со вторым предложением, где подлежащее - спор ( не он анализирует стихотворный текст), и с четвёртым, где подлежащие ритм и интонация (а они тоже не могут анализировать текст).
А в третьем предложении, без подлежащего (определённо-личном), форма глагола (помните) указывает на то, что действие производится неким лицом или лицами: они и анализируют стихотворный текст.Ответ: 3.
А в третьем предложении, без подлежащего (определённо-личном), форма глагола (помните) указывает на то, что действие производится неким лицом или лицами: они и анализируют стихотворный текст.Ответ: 3.
Пример №4
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Выбрав пьесу,Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
1) началось распределение ролей.
2) оказалось, что там слишком много ролей.
3) была назначена первая репетиция.
4) мы немедленно начали репетировать.
В первом предложении подлежащее - распределение: выбрать пьесу оно не могло. Как и репетиция (подлежащее третьего предложения).
Второе предложение сложное; деепричастный оборот относился бы к его главной части, безличному предложению (оказалось), где производителя действия вообще нет. Подлежащее четвёртого - мы; именно мы выбрали пьесу и начали репетировать. Ответ: 4.
Источники:
1. Влодавская Е.А. Русский язык. ЕГЭ: методическое пособие для подготовки/ - М.: Издательство " Экзамен", 2006.
2. Штоль А.А. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ самостоятельно. - Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2010.
Комментариев нет:
Отправить комментарий