1. Очень внимательно читаем текст
(1)Старичок с длинной седой бородой сидел на
скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
— (2)Подвиньтесь, —
сказал ему Павлик и присел на край.
(3)Старик
подвинулся и, взглянув на красное сердитое лицо мальчика, сказал:
— (4)С тобой что-то случилось?
— (5)Ну и ладно! (6)А вам-то что? —
покосился на него Павлик.
— (7)Мне ничего. (8)А вот ты сейчас кричал,
плакал, ссорился с кем-то…
— (9)Ещё бы!
— сердито буркнул мальчик. —
(10)Я скоро совсем убегу из дома. (11)Из-за одной Ленки убегу. —
(12)Павлик сжал кулаки. — (13)Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько!
(14)Ни одной краски не даёт! (15)А у самой сколько!
— (16)Не даёт? (17)Ну, из-за этого убегать не
стоит.
— (18)Не только из-за этого. (19)Бабушка за
одну морковку из кухни меня прогнала.
(20)Павлик
засопел от обиды.
— (21)Пустяки!
— сказал старик. —
(22)Один поругает, другой пожалеет.
— (23)Никто меня не жалеет! — крикнул Павлик. —
(24)Брат на лодке едет кататься, а сам меня брать не хочет. (25)Я ему
говорю: (26)«Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, в лодку
залезу!»
(27)Павлик
стукнул кулаком по скамейке и вдруг замолчал.
— (28)А почему вы всё спрашиваете?
(29)Старик
разгладил длинную бороду.
— (30)Я хочу тебе помочь. (31)Есть такое
волшебное слово… (32)Я скажу тебе это слово. (33)Но помни: говорить его надо
тихим голосом, глядя прямо в глаза… (34)Помни
— тихим голосом, глядя прямо в
глаза тому, с кем говоришь …
— (35)А какое слово?
(36)Старик
наклонился к самому уху мальчика и прошептал что-то.
— (37)Я попробую, —
усмехнулся Павлик, — я сейчас же попробую. — (38)Он вскочил и побежал домой.
(39)Лена
сидела за столом и рисовала, но, увидев, что к ней приближается брат, она
сейчас же сгребла краски в кучу и накрыла рукой. (40)«Разве такая поймёт
волшебное слово!» — с досадой подумал мальчик, но всё же подошёл
к сестре, потянул её за рукав и, глядя ей в глаза, тихим голосом сказал:
—
(41)Лена, дай мне одну краску…
пожалуйста…
(42)Лена
широко раскрыла глаза, пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она
смущённо пробормотала:
— (43)Какую тебе?
— (44)Мне синюю, —
робко сказал Павлик.
(45)Он
взял краску, подержал её в руках, походил с ней по комнате и отдал сестре.
(46)Ему не нужна была краска. (47)Он думал теперь только о волшебном слове.
(48)«Пойду
к бабушке. (49)Она как раз готовит обед. (50)Прогонит или нет?» (51)Павлик
отворил дверь в кухню. (52)Старушка снимала с противня горячие пирожки.
(53)Внук
подбежал к ней, обеими руками повернул к себе её лицо, заглянул в глаза и
прошептал:
— (54)Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста.
(55)Бабушка
выпрямилась. (56)Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в
улыбке.
— (57)Горяченького захотел, голубчик мой! —
приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.
(58)Павлик
подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.
(59)«Волшебник!
Волшебник!» — повторял он про себя, вспоминая старика.
(60)За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата.
(61)Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его
плечо и тихонько попросил:
— (62)Возьми меня, пожалуйста.
(63)За
столом все замолчали, а брат поднял брови и усмехнулся.
— (64)Возьми его, —
вдруг сказала сестра. — (65)Что тебе стоит!
— (66)Ну, отчего же не взять? —
улыбнулась бабушка. — (67)Конечно, возьми.
— (68)Пожалуйста, —
повторил Павлик.
(69)Брат
громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:
— (70)Эх ты, путешественник! (71)Ну ладно,
собирайся!
(72)«Помогло!
(73)Опять помогло!» (74)Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. (75)Ни
на скамейке, ни во всём пустынном сквере старика не было. (76)И только на песке
остались начерченные зонтиком непонятные знаки.
(По В. Осеевой)*
*Осеева-Хмелёва Валентина
Александровна (1902 – 1969) — детская писательница. Шестнадцать лет
проработала с безнадзорными и трудными детьми, для которых и начала писать
сказки, стихи и рассказы. Самыми известными её произведениями стали повести
«Динка», «Динка прощается с детством».
2. Выполняем задания
1.
Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «сгребла» (предложение 39).
а) собрать в одно место
б) сбросить
в) схватить что-либо
г) обнять
2. Замените просторечное слово «поддал» из предложения 13
стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
3.
Укажите количество грамматических основ в предложении 39. Ответ запишите цифрой.
4.
Выпишите грамматическую основу
предложения 46.
5.
Среди предложений 1 – 4 найдите
предложения с несогласованным определением. Напишите номера этих предложений.
6.
Среди предложений 29–33 найдите
сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
7.
Среди предложений 59–63 найдите
сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных.
Напишите номер этого предложения.
8.
Среди предложений 25 – 32 найдите
предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
9.
Замените словосочетание «дверь в кухню» (предложение 51), построенное на основе управления,
синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся
словосочетание.
10.
Из предложений 60–62 выпишите
слово с чередующейся безударной гласной в корне.
11.
Из
предложений 75–76 выпишите
слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «В полных
страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».
12.
Из предложения 42 выпишите
слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после
приставки следует звонкий согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая
звонкий согласный звук».
13.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является
метафора.
а) (1) Старичок с длинной седой
бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
б) (42) Лена широко раскрыла
глаза, пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:
—
(43) Какую тебе?
в) (56) Волшебное слово так и
засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.
г) (57) Горяченького захотел,
голубчик мой! — приговаривала она, выбирая самый лучший,
румяный пирожок.
14.
В каком афоризме наиболее полно выражена мысль, необходимая для обоснования
ответа на вопрос:
«Как добиться благосклонности окружающих?»
а) Что же и составляет величие
человека, как не мысль! Да будет же она свободна, как должен быть свободен
человек... (А.С. Пушкин)
б) Простое слово благотворно
действует на множество людей, а само оно приводит в движение души, скрыто
проявляя свою силу. (Ф. Петрарка)
в) Истинная вежливость
заключается в благожелательном отношении к людям. (Жан Жак Руссо)
г) И в древности, и в новейшее
время ораторство было одним из сильнейших рычагов культуры. (А.П. Чехов)
15.
Какой вариант ответа является продолжением утверждения: «Мальчик не получал от
окружающих того, что хотел, потому что…»
а) сестра была жадной.
б) он не умел вежливо
разговаривать.
в) у брата в лодке не было вёсел.
г) бабушка прогоняла его из
кухни.
16.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все
запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.
—
Возьми его,(1) — вдруг сказала сестра. — Что
тебе стоит!
—
Ну,(2) отчего же не взять? — улыбнулась бабушка. —
Конечно,(3) возьми.
Брат громко засмеялся,(4)потрепал
мальчика по плечу,(5)взъерошил ему волосы:
—
Эх ты,(6)путешественник! Ну ладно,(7)собирайся!
17.
В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все
запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного
предложения, связанными подчинительной связью.
Лена сидела за столом и
рисовала,(1) но,(2) увидев,(3) что к ней приближается брат,(4)она сейчас же
сгребла краски в кучу и накрыла рукой.
18.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все
запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного
предложения, связанными сочинительной связью.
—
Лена,(1) дай мне одну краску… пожалуйста…
Лена широко раскрыла глаза,(2)
пальцы её разжались,(3)и,(4)снимая руку со стола,(5) она смущённо пробормотала:
—
Какую тебе?
Источник: ФИПИ Открытый банк заданий ГИА - 2014
Ответы здесь
Анализ заданий здесь
Анализ заданий здесь
Комментариев нет:
Отправить комментарий