Часто за осложняющий компонент принимается придаточное предложение, и, наоборот, придаточная часть сложного предложения заявляется как осложнение.
Действительно, простое предложение, включающее в себя обособленный оборот, "утяжеляет" предложение, т.е. по семантике они аналогичны сложным. Однако отправной точкой рассуждений должно быть определение грамматического центра предложения, т.е. подлежащего и сказуемого. Если в предложении их два (т.е. две грамматические основы), то перед нами сложное предложение. Часто сбивает такая структура сложного предложения, при которой первое простое предложение является двусоставным, а второе - односоставным. Чтобы не ошибиться, надо чётко усвоить: осложняющий компонент не содержит в себе грамматической основы, а представляет собой дополнительное, добавочное высказывание, которое соотносится с основным, у которого есть оформленная грамматическая основа.
Осложняющими компонентами в простом предложении могут быть:
Источник: Русский язык. 9 класс. Подготовка к ГИА-2911: учебно-методическое пособие/Под ред.Н.А.Сениной. – Ростов на/Д:Легион-М, 2011.
Действительно, простое предложение, включающее в себя обособленный оборот, "утяжеляет" предложение, т.е. по семантике они аналогичны сложным. Однако отправной точкой рассуждений должно быть определение грамматического центра предложения, т.е. подлежащего и сказуемого. Если в предложении их два (т.е. две грамматические основы), то перед нами сложное предложение. Часто сбивает такая структура сложного предложения, при которой первое простое предложение является двусоставным, а второе - односоставным. Чтобы не ошибиться, надо чётко усвоить: осложняющий компонент не содержит в себе грамматической основы, а представляет собой дополнительное, добавочное высказывание, которое соотносится с основным, у которого есть оформленная грамматическая основа.
Осложняющими компонентами в простом предложении могут быть:
- однородные члены (Ни торт, ни новые игрушки, ни весёлые развлечения - ничто не радовало девочку);
- обособленные определения (Дорога, мощённая булыжником, поднималась на вал);
- обособленные дополнения (Всё общество, исключая Сергея Львовича, было в сборе);
- обособленные приложения (Мы, филологи, знаем силу слова);
- обособленные обстоятельства (Лиза, несмотря на вмешательство матери, устроила всё по-своему);
- вводные слова (Я, по всей вероятности, здесь долго на задержусь);
- вводные сочетания (Сановник этот, по меткому замечанию одного современника, имел сильный ум и надменную фигуру);
- вводные предложения (Он приехал в Суздаль - в этом городишке бывал и я - и, представьте, принялся наводить справки о Модесте Петровиче);
- вставные конструкции (... младшему - дураку (а точнее, доброму, честному простаку) - всё хорошее по справедливости достаётся);
- обращения (О, Павел Иванович, позвольте мне быть откровенным);
- сравнительные обороты (Руки её холодны, словно лёд);
- уточняющие члены предложения (У забора, на груде досок, уже поджидали Васька и Дран).
Источник: Русский язык. 9 класс. Подготовка к ГИА-2911: учебно-методическое пособие/Под ред.Н.А.Сениной. – Ростов на/Д:Легион-М, 2011.
спасибо:)
ОтветитьУдалитьОчень хорошо, что Вам удалось найти на блоге нужный материал. Заходите ещё.
ОтветитьУдалитьспасибо большое) очень полезная информация, изложенная простым языком)
ОтветитьУдалить