1. Очень внимательно читаем текст
(1)Когда я был школьником, я ходил в
фотокружок. (2)Там я впервые узнал, что такое творчество, а главное, я испытал
серьёзное и взрослое отношение к себе.
(3)Однако
выдающихся успехов я как фотограф не добился. (4)Я не чувствовал света, не
видел того, что видит обычный фотограф, казалось бы, в обычной ситуации. (5)Я
не умел выбирать людей, которые на фотографиях были выразительными, а в жизни
невидными. (6)Я тогда переживал ужасно. (7)Я сам понимал, что у меня ничего не
получается, и видел огорчённое лицо нашего руководителя —
Начальника, как мы его называли.
— (8)Вот скажи, зачем ты фотографировал этот
грузовик? — спрашивал он меня, рассматривая мои снимки.
— (9)Грузовик мощный, страшный, —
говорил я печально.
— (10)Ты же не грузовик должен снимать, а
делать фотографию, — почти отчаянно говорил Начальник. —
(11)Грузовик, который мимо тебя ехал, был большой, мощный и страшный.
(12)Так?! (13)А на твоей фотографии не видно, что грузовик мощный и что тебе страшно.
(14)Ничего не видно! (15)А должно чувствоваться, что ты хотел сказать, какие
переживания передать.
(16)В
другой раз, глядя на мой снимок, он говорил:
— (17)В жизни композиции нет, а в пейзаже
композиция есть. (18) Ты не жизнь фотографируешь, а делаешь фотографию, а она
живёт по другим законам. — (19)А главное, что на чужих фотографиях ты
всё видишь, вкус-то у тебя есть. (20)А сам?!
(21)В
общем, как фотограф я не состоялся, но постоянно ходил в кружок, уже даже не
пытаясь фотографировать. (22)У меня появилось моё особенное место в жизни
фотокружка: я стал там признанным экспертом и критиком.
— (23)Потрудись найти слова и объяснить мне,
что ты нашёл в этой фотографии, — горячился Начальник.
(24)И
я впервые старался найти точные, яркие слова, которых от меня искренне ждал
взрослый и авторитетный для меня человек. (25)Я чувствовал, как это сложно.
(26)И очень гордился, когда удавалось что-то смутное выразить словами. (27)А
Начальник слушал. (28) Меня в первый раз так слушали.
(По
Е. Гришковцу)
2. Выполняем задания
1.
Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «нашёл» (предложение 23).
а) разыскал
б) определил как достоинство
в) зафиксировал
г) случайно натолкнулся
2. Замените слово НЕВИДНЫМИ в предложении 5 стилистически
нейтральным синонимом. Напишите этот синоним
3.
Укажите, в каком предложении содержится противопоставление?
а) (2) Там я впервые узнал, что
такое творчество, а главное, я испытал серьёзное и взрослое отношение к себе.
б) (7) Я сам понимал, что у меня
ничего не получается, и видел огорчённое лицо нашего руководителя —
Начальника, как мы его называли.
в) (13) А на твоей фотографии не
видно, что грузовик мощный и что тебе страшно.
г) (17) В жизни композиции нет, а
в пейзаже композиция есть.
4.
Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему рассказчик, как и все
кружковцы, называет руководителя не по имени-отчеству, а по прозвищу —
Начальник?»
Такая
форма именования говорит …
а) о том, что руководитель
требовал от кружковцев безоговорочного подчинения.
б) об очень высоком служебном
положении героя.
в) о том, что руководитель
пользовался большим авторитетом среди кружковцев.
г) о подобострастном отношении
рассказчика к герою.
5.
Среди предложений 8 — 10 найдите предложение с обособленным
обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
6.
Среди предложений 21 — 25 найдите
сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
7.
Укажите количество грамматических основ в предложении 11.
8.
Выпишите грамматическую основу
предложения 28.
9.
Среди предложений 10 — 14 найдите сложноподчинённое предложение с
однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.
10.
Замените словосочетание ВЫРАЗИТЬ СЛОВАМИ (предложение 26), построенное на основе управления,
синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся
словосочетание.
11.
Среди предложений 5 — 8 найдите предложения с однородными
членами. Напишите номера этих предложений.
12.
Из предложений 21 — 22 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом:
«В суффиксах полной формы страдательных причастий прошедшего времени пишется
НН».
13.
Из предложений 5 — 6 выпишите слово с чередующейся безударной
гласной в корне.
14.
Из предложений 1 — 2 выпишите слово, в котором правописание
приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после
приставки буквой.
15.
Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 24: «И я впервые старался найти
точные, яркие слова, которых от меня искренне ждал взрослый и авторитетный для
меня человек».
а) эпитет
б) сравнение
в) гипербола
г) лексика разговорного стиля
16.
Как относился к неудачам автора-рассказчика руководитель кружка?
а) Руководитель кружка часто
раздражался из-за того, что автор-рассказчик пренебрегал законами фотографии.
б) Руководитель кружка при любой
возможности подчёркивал своё превосходство над автором-рассказчиком.
в) Руководитель кружка был
искренне огорчён неудачами автора-рассказчика и старался ему помочь.
г) Руководитель кружка относился
к автору-рассказчику жёстко и сурово, безжалостно критикуя его работы.
17.
Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему можно сказать, что
автор-рассказчик «как фотограф… не состоялся»?»
а) Автору-рассказчику не
удавалось на художественных фотоснимках передать свои чувства и настроения.
б) Автор-рассказчик не понимал,
что такое художественная фотография и какими качествами она должна обладать.
в) Автора-рассказчика не
привлекала техническая сторона фотографирования и обработки фотоснимков.
г) Автор-рассказчик не обладал
художественным вкусом, и ему часто изменяло чувство меры.
18.
Как характеризует героя информация, заключённая в предложениях 6 — 7?
а) Автор-рассказчик —
человек, который полностью зависит от мнения вышестоящих людей, в
частности руководителя кружка.
б) Автор-рассказчик —
требовательный к себе человек, который дорожит мнением настоящего
профессионала.
в) Автор-рассказчик —
мнительный человек, способный переживать и мучиться из-за любых
пустяков.
г) Автор-рассказчик —
человек, равнодушный к творчеству, но честолюбивый.
19.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все
запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого
предложения.
Я не чувствовал света,(1) не видел того,(2)
что видит обычный фотограф,(3) казалось бы,(4) в обычной ситуации. Я не умел
выбирать людей,(5) которые на фотографиях были выразительными,(6) а в жизни
невидными.
20.
В приведённых ниже
предложениях из прочитанного текста
пронумерованы все запятые.
Выпишите цифру(-ы),
обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.
—
А главное,(1) что на чужих фотографиях ты всё видишь,(2) вкус-то у тебя
есть. А сам?!.
В общем,(3) как фотограф я не состоялся,(4) но постоянно
ходил в кружок,(5) уже даже не пытаясь фотографировать.
21.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все
запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого
предложения.
В другой раз,(1) глядя на мой
снимок,(2) он говорил:
—
В жизни композиции нет,(3) а в пейзаже композиция есть. Ты не жизнь фотографируешь,(4) а делаешь фотографию,(5)
а она живёт по другим законам.
Источник: ФИПИ Открытый банк заданий ГИА - 2014
Ответы здесь
Анализ заданий здесь
Анализ заданий здесь
Комментариев нет:
Отправить комментарий