1. Очень внимательно читаем текст
(1)Она
дремлет в электричке, лёжа на лавке и подложив руку под голову; лицо спокойно,
даже умиротворённо. (2)Одета бедно, в кургузое пальтишко и тёплые, не по сезону
ботинки; на голове – серый обтёрханный платок. (3)Неожиданно
подхватывается:
– (4) Что, ещё не Рамень?
(5)Потом
садится и, увидев, что за окном дождь, огорчённо, с сердитой озабоченностью
восклицает:
– (6)Вот враг!.. (7)Ну надо же!
– (8)Грибной дождик – чем
он вам помешал?
(9)Она
смотрит недоуменно и, сообразив, что перед ней горожане, поясняет:
– (10)Для хлебов он теперь не нужон. –
(11)И с мягкой укоризной, весело:
– (12)Чай, хлебом кормимся-то, а
не грибами!..
(13)Невысокая, загорелая, морщинистая. (14)Старенькая-старенькая – лет
восьмидесяти, наверное, не меньше, но ещё довольно живая. (15)И руки заскорузлые,
крепкие. (16)Во рту спереди торчат два жёлтых зуба.
(17)Поправляет
сбившийся платок и, приветливо улыбаясь, охотно разговаривает и рассказывает о
себе.
(18)Сама
она из-под Иркутска. (19)Сын погиб, а дочь умерла, и родных –
никого. (20)Ездила в Москву насчёт пенсии, да к тому же, как
выясняется, – без билета. (21)И нет у неё ни багажа, ни
хотя бы крохотного узелка...
– (22)Как же так, без билета? (23)И не
ссадили?.. – удивляются вокруг. –
(24)А контроль-то был?
– (25)Два раза приходил. (26)А что
контроль?.. – слабо улыбается она. –
(27)Контроль тоже ведь люди. (28)Кругом люди!.. –
убеждённо и радостно сообщает она и, словно оправдываясь,
добавляет: – (29)Я ведь не так, я по делу...
(30)В
этом её «Кругом люди!» столько веры и оптимизма, что всем становится как-то
лучше, светлее...
(31)Проехать
без билета и без денег половину России, более пяти тысяч километров, и точно
так же возвращаться – уму непостижимо. (32)Но ей верят. (33)Её
лицо, глаза и улыбка так и светятся приветливостью, она столь
чистосердечна – вся наружу, что ей просто нельзя не верить.
(34)Кто-то
из пассажиров угостил её пирожком, она взяла, с достоинством поблагодарив,
охотно жамкает своими двумя зубами.
(35)Меж
тем за окном проглянуло солнышко,
сверкающее ослепительно миллионами росинок на траве, на листьях и на крышах.
(36)И,
оставив пирожок, она, радостная, сияющая, щуря блёклые старческие глаза,
смотрит как заворожённая в окно и восторженно произносит:
– (37)Батюшки, красота-то какая!.. (38)Нет, вы
поглядите...
(По В. Богомолову)*
*Богомолов Владимир Осипович –
русский советский писатель, очеркист. Участник Великой Отечественной
войны, награждён орденами и медалями. Автор получивших широкую известность и
переведённых на десятки языков произведений: романа «Момент истины» («В августе
сорок четвёртого...»), повестей «Иван», «Зося» и многих рассказов.
1.Выберите
верное продолжение ответа на вопрос: «Почему автор-рассказчик не называет имени
героини?»
Это
говорит о том, что…
а) рассказчик не успел
познакомиться с попутчицей и узнать её имя.
б) рассказчику неловко назвать
имя, поскольку он, создавая правдивый образ, безжалостно описал внешность
героини.
в) автор-рассказчик создаёт
образ, воплощающий определённый тип характера.
г) автор-рассказчик не считает
возможным назвать имя старушки, ехавшей без билета.
2.
Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово ЖИВАЯ (предложение 14).
а) жизненно важная
б) полная жизни
в) подлинная
г) стремительная
3.
В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено в
тексте содержанию первого?
а) (1) Она дремлет в электричке,
лёжа на лавке и подложив руку под голову; лицо спокойно, даже умиротворённо. (33)
Её лицо, глаза и улыбка так и светятся приветливостью, она столь
чистосердечна – вся наружу, что ей просто нельзя не верить.
б) (5) Потом садится и, увидев,
что за окном дождь, огорчённо, с сердитой озабоченностью восклицает…
(36) И, оставив пирожок, она, радостная,
сияющая, щуря блёклые старческие глаза, смотрит как заворожённая в окно и
восторженно произносит…
в) (20) Ездила в Москву насчёт
пенсии, да к тому же, как выясняется,
– без билета. (29) Я ведь не так,
я по делу...
г) (21) И нет у неё ни багажа, ни
хотя бы крохотного узелка... (32) Но ей
верят.
4. Замените просторечное слово ОБТЁРХАННЫЙ в предложении 2
стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
5.
Среди предложений 29 – 33 найдите
сложное предложение с разными видами связи (бессоюзной и союзной
подчинительной) между частями. Напишите номер этого предложения.
6.
Среди предложений 34 – 38 найдите
сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
7.
Среди предложений 5 – 12 найдите
предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.
8.
Укажите количество грамматических основ в предложении 1. Напишите ответ цифрой.
9.
Среди предложений 20 – 26 найдите
предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.
10.
Выпишите грамматическую основу
предложения 27.
11.
Замените
словосочетание ОХОТНО ЖАМКАЕТ
в предложении 34, построенное на основе примыкания, синонимичным
словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
12.
Из предложений 12 – 14 выпишите
слово с чередующейся безударной гласной в корне.
13.
Из предложений 16 – 17 выпишите
слово с неизменяемой приставкой, в которой при произношении парный глухой
согласный уподобляется следующему после приставки звонкому согласному звуку (происходит
озвончение).
14.
Из
предложений 1 – 4 выпишите
слово(-а), в котором(-ых) правописание суффикса определяется правилом: «В
наречии пишется столько Н, сколько в прилагательном или причастии, от которого
оно образовано».
15.
В каком варианте ответа средством речевой выразительности является метафора?
а) (13)
Невысокая, загорелая, морщинистая. (15) И руки заскорузлые, крепкие.
б) (17) Поправляет сбившийся платок и, приветливо
улыбаясь, охотно разговаривает и рассказывает о себе.
в) (33) Её лицо, глаза и улыбка так и светятся
приветливостью, она столь чистосердечна
– вся наружу, что ей просто
нельзя не верить.
г) (35) Меж тем за окном проглянуло солнышко,
сверкающее ослепительно миллионами росинок на траве, на листьях и на крышах.
16.
Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему старушке удалось
«проехать без билета» через половину России?»
а) Никто не решился обмануть веру
старушки в то, что жизнь строится на человеческом отношении людей друг к другу.
б) Старушка могла доказать, что
она ездила в Москву по серьёзному делу, и её пропускал железнодорожный
контроль.
в) Старушка, как очень старая
женщина, потерявшая родственников, имела право проехать без билета.
г) Старушка пользовалась
доверчивостью людей, в том числе и железнодорожных контролёров.
17.
Каково отношение старушки к горожанам?
а) Старушка всю жизнь прожила в
деревне и совсем не понимает психологии горожан.
б) Старушку раздражает невежество
горожан в вопросах, связанных с природой и сельскохозяйственным трудом.
в) Старушка стремится показать
горожанам своё превосходство в вопросах, связанных с пониманием природы и
жизни.
г) Старушка понимает и принимает
разницу между представлениями крестьянина и горожанина о природе и жизни.
18.
Как характеризует старушку информация, заключённая в предложениях 20 – 30?
а) Старушка любит поговорить о
себе и своих проблемах.
б) Старушке трудно живётся, и она
стремится переложить свои трудности на плечи других.
в) Старушка непрактична и не
умеет собираться в дорогу.
г) Старушка –
человек открытый, относящийся к людям доброжелательно и с доверием.
19.
В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите
цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.
Невысокая,(1) загорелая,(2)
морщинистая. Старенькая-старенькая
– лет восьмидесяти,(3)
наверное,(4) не меньше,(5) но ещё довольно живая.
20.
В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите
цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, соединёнными
сочинительной связью.
Сын погиб,(1) а дочь умерла,(2) и
родных –
никого. Ездила в Москву насчёт пенсии,(3) да к тому же,(4) как
выясняется,(5) – без билета.
21.
В приведённом ниже предложении из текста пронумерованы все запятые. Выпишите
цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения,
связанными подчинительной связью.
Потом садится
и,(1) увидев,(2) что
за окном дождь,(3) огорчённо,(4) с сердитой
озабоченностью восклицает…
Источник: ФИПИ Открытый банк заданий ГИА - 2014
Ответы здесь
Анализ заданий здесь
Анализ заданий здесь
вауууу как круто
ОтветитьУдалитьа где ответы
ОтветитьУдалить