1. Очень внимательно читаем текст
(1)Так
я и не смог понять, почему библиотека иногда полна народу, а иногда в ней
совершенно никого нет. (2)Во всяком случае, когда мы пришли туда с мамой,
библиотекарша Татьяна Львовна была одна, подметала веником пол.
(3)Забавное
знакомство получилось у них — у поклонницы балета с бывшей балериной.
(4)Мама выхватила у старушки веник и принялась им орудовать, отчитывая Татьяну
Львовну:
— (5)Ну, что же это вы, а? (6)Или девочки сюда
не ходят?
(7)Она
взглянула на библиотекаршу, только когда разогнулась.
— (8)А холодина-то! (9)Как вы здесь работаете?
— (10)А вот так, —
сказала весело Татьяна Львовна и движением, конечно же, артистическим,
царственным распахнула своё нарядное пальто, как плащ или какую-нибудь накидку.
(11)Мы расхохотались, когда под бархатом оказалась обыкновенная телогрейка,
подпоясанная блестящим ремешком.
— (12)А вы что,
— задиристо спросила старушка
маму, —
из исполкома?
(13)Мама
не на шутку смутилась.
— (14)Да нет… (15)Я родительница… (16)Вот этого
мальчика.
— (17)Абонемент одна тысяча тринадцать.
(18)Коля…
(19)Я
подсказал фамилию. (20)Пока Татьяна Львовна искала мою карточку, мама
волновалась.
— (21)Так же нельзя. (22)Мы с Колей привезём
вам немножко дров, уж не обижайтесь.
— (23)Ой!
— обрадовалась Татьяна
Львовна. — (24)Как я благодарна. (25)А то чернила
замерзают.
— (26)Что
— чернила! (27)Вы же тут целый
день. (28)Простынете!
— (29)А дети? (30)А книги?
(31)Мама
улыбнулась.
— (32)Дети придут и уйдут, а книги не
замёрзнут.
— (33)Да вы что! —
вскричала Татьяна Львовна. — (34)Книги страдают не меньше людей, только
сказать не могут. (35)Клей в корешках рассыпается, бумага пухнет, совсем как
человек от голода. (36)Ведь осенью здесь было сыро. (37)И вообще! (38)Как
человек виноват перед ними! (39)Мы в Ленинграде, представляете, топили книгами
печки. (40)Сердце кровью обливается, а что делать? (41)Ни еду сварить, ни
согреться. (42)Вот я и решила тут: пойду работать в библиотеку, и непременно в
детскую, понимаете?
— (43)А как же балет? — не
выдержала мама.
— (44)Ах, как всё это далеко! —
рассмеялась Татьяна Львовна.
— (45)А мы с вами в другой жизни.
(46)Война, холод, детские книги. (47)Да, здесь не сцена, а правда.
— (48)Зачем нам, —
проговорила мама, опустив голову,
— такая правда?
— (49)Её не выбирают, —
ответила старушка и прибавила:
— (50)Не унывайте, всё ещё будет:
и театр, и занавес, и музыка.
(По А. Лиханову)*
*Альберт Анатольевич Лиханов —
современный детский и юношеский писатель. Главная тема творчества —
становление характера подростка
— проходит через десятки
произведений: повести «Звёзды в сентябре», «Благие намерения», «Русские
мальчики» и другие. По роману «Последние холода» был снят одноимённый фильм.
2. Выполняем задания
1.
Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «задиристо» (предложение 12).
а) недоброжелательно
б) с гордостью
в) с вызовом
г) строго
2.
Какое из приведённых ниже предложений противопоставлено в тексте по содержанию
предложению 34: «Книги страдают не меньше людей, только сказать не могут»?
а) (32) Дети придут и уйдут, а
книги не замёрзнут.
б) (40) Сердце кровью обливается,
а что делать?
в) (42) Вот я и решила тут: пойду
работать в библиотеку, и непременно в детскую, понимаете?
г) (45) А мы с вами в другой
жизни.
3. Замените разговорное слово «орудовать» в предложении 4
стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите этот синоним.
4.
Среди предложений 10—20 найдите
предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.
5.
Среди предложений 42—48 найдите
предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
6.
Среди предложений 17 — 22 найдите
сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
7.
Замените словосочетание «детские книги» (предложение 46), построенное на основе
согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите
получившееся словосочетание.
8.
Среди предложений 1 — 3 найдите
сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого
предложения.
9.
Выпишите грамматическую основу
предложения 36.
10.
Укажите количество грамматических основ в предложении 50. Ответ запишите цифрой.
11.
Из предложений 10 — 11 выпишите
слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных
страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».
12.
Из предложения 11 выпишите
слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание
которой зависит от
наличия или отсутствия суффикса -а-.
13.
Из предложений 32 — 34 выпишите
слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука,
обозначаемого следующей после приставки буквой.
14.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является
сравнение.
а) Так я и не смог понять, почему
библиотека иногда полна народу, а иногда в ней совершенно никого нет.
б) Мы расхохотались, когда под
бархатом оказалась обыкновенная телогрейка, подпоясанная блестящим ремешком.
в) Клей в корешках рассыпается,
бумага пухнет, совсем как человек от голода.
г) Да, здесь не сцена, а правда.
15.
На
какой вопрос в тексте нет ответа?
а) Почему книги страдают от
холода не меньше людей?
б) Почему бывшая балерина стала
библиотекарем?
в) В каких условиях во время
войны приходилось работать в тылу?
г) Какой была профессия мамы
мальчика?
16.
Как характеризует маму Коли информация, заключённая в предложениях 12—22?
а) Колина мама — человек
эмоциональный и по-настоящему отзывчивый.
б) Колина мама —
человек, который часто переживает без всякого повода.
в) Мама Коли — человек робкий и
неловкий от стеснительности.
г) Мама Коли — упорный в своём
стремлении понравиться Татьяне Львовне человек.
17.
В каком фрагменте текста содержится информация, необходимая для обоснования
ответа на вопрос:
«Почему Колина мама с особенным уважением относилась к библиотекарю Татьяне
Львовне?»
а) (2) Во всяком случае, когда мы
пришли туда с мамой, библиотекарша Татьяна Львовна была одна, подметала веником
пол.
б) (3) Забавное знакомство
получилось у них — у поклонницы балета с бывшей балериной.
в) (7) Она взглянула на
библиотекаршу, только когда разогнулась.
—
(8) А холодина-то!
г) — (21) Так же нельзя. (22) Мы с Колей привезём
вам немножко дров, уж не обижайтесь.
18.
В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите
цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными
сочинительной связью.
—
Дети придут и уйдут,(1) а книги не замёрзнут.
— Да вы что! —
вскричала Татьяна Львовна. — Книги страдают не меньше людей,(2) только
сказать не могут. Клей в корешках рассыпается,(3) бумага пухнет,(4) совсем как
человек от голода.
19.
В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите
цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными
подчинительной связью.
Мама выхватила у старушки веник и
принялась им орудовать,(1) отчитывая Татьяну Львовну:
—
Ну,(2) что же это вы,(3) а? Или девочки сюда не ходят?
Она взглянула на
библиотекаршу,(4) только когда разогнулась.
20.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все
запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Мы в Ленинграде,(1)
представляете,(2) топили книгами печки. Сердце кровью обливается,(3) а что
делать? Ни еду сварить,(4) ни согреться.
Источник: ФИПИ Открытый банк заданий ГИА - 2014
Ответы здесь
Анализ заданий здесь
Анализ заданий здесь
...
ОтветитьУдалить