1. Очень внимательно читаем текст
(1)В институтский буфет вошёл парень —
худенький, невысокий, светлые волосы стрижены ёжиком. (2)Он волок всего
две картины — незачехлённые, без рамок. (3)Поставил и
подошёл к буфетной стойке.
(4)Я
глянул на его холсты, глянул небрежно, даже предубеждённо, ни во что не веря.
(5)Глянул и удивился.
(6)Два
портрета стояли, будто взявшись за руки, хотя каждый из них был отдельным.
(7)На одном было наклеено: «Отец», на другом
— «Мать».
(8)Отец
был молодой, чуть ли не моложе этого парня, в форме железнодорожного машиниста,
в фуражке. (9)Голубые глаза мерцали молодым восторгом жизни, но в лёгком их
блеске как бы сквозила чуть-чуть тревожная тень
— тень ожидания чего-то.
(10)А
мать сидела прямо, напряжённо. (11)Крестьянское лицо, городское платье. (12)Но
чувствовалось, что живут не в деревне, а где-то в пригороде, может быть, на
разъезде. (13)И, видно, из деревни недавно. (14)Руки её выражали неловкость,
будто не художник-сын рисовал её, а сидела она перед фотографом, и это было ей
непривычно. (15)Да и вообще было видно, что ей непривычно сидеть, а привыкла
она двигаться, спешить, кормить детей, выводить скотину.
(16)Руки
были сложены аккуратно, пальчик к пальчику, на одном серебряное колечко
посверкивало. (17)Улыбалась она смущённо и с любопытством, будто это не вы
разглядывали её, а она, чуть робея, глядела на вас.
(18)Выполнено
всё это было предельно безыскусно, но как-то удивительно… (19)Я даже не мог
понять, в чём тут секрет. (20)Но я неслышно, про себя, ахнул от ощущения зрелой
силы этой кисти. (21)Особенно на фоне пронёсшейся передо мной громадной
выставки бесцветных знаков псевдожизни
— непрожитой, невыстраданной,
усреднённой, но искусно упорядоченной и оправленной в рамы. (22)Эти два
портрета не то чтобы выделялись мастерством
— они просто были живыми…
(23)А
автор уже возвращался с подносом, где одиноко высился стакан чая и лежал
бутерброд с сыром.
— (24)А почему у тебя отец такой молодой? —
спросил я.
— (25)Я батю только так и запомнил… (26)Не
вернулся с войны, а где полёг, не узнали
— без вести… (27)Ждём вот уже
десять лет. (28)Всё уж ясно как будто, а мать и сейчас к почтальону бегает.
(29)И
он пошёл, подхватив свои портреты.
(По В. Амлинскому)*
*Владимир Ильич Амлинский —
российский писатель второй половины XX века, автор рассказов и повестей
о молодёжи: «Станция первой любви», «Первая бессонница», «На рассвете, в начале
дороги» и других.
2. Выполняем задания
1.
Какое из приведённых ниже предложений противопоставлено в тексте по содержанию
предложению 18: «Выполнено всё это было предельно безыскусно, но как-то
удивительно…»?
а) (12) Но чувствовалось, что
живут не в деревне, а где-то в пригороде, может быть, на разъезде.
б) (17) Улыбалась она смущённо и
с любопытством, будто это не вы разглядывали её, а она, чуть робея, глядела на
вас.
в) (19) Я даже не мог понять, в
чём тут секрет.
г) (21) Особенно на фоне
пронёсшейся передо мной громадной выставки бесцветных знаков псевдожизни —
непрожитой, невыстраданной, усреднённой, но искусно упорядоченной и
оправленной в рамы.
2.
Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «зрелой» (предложение
20).
а) хорошо обдуманной
б) пропорциональной
в) вполне развившейся
г) сдержанной
3. Замените просторечное слово «волок» в предложении 2 стилистически
нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово.
4.
Среди предложений 12 — 16 найдите
сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
5.
Среди предложений 8 — 10 найдите
предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
6.
Среди предложений 23 — 29 найдите
сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите
номер этого предложения.
7.
Среди предложений 4 — 9 найдите
предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.
8.
Замените словосочетание «серебряное колечко» (предложение 16), построенное на основе
согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите
получившееся словосочетание.
9.
Укажите количество грамматических основ в предложении 17. Ответ запишите цифрой.
10.
Выпишите грамматическую основу
предложения 27.
11.
Из предложений 1 — 3 выпишите
слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких
страдательных причастиях прошедшего времени пишется Н».
12.
Из предложений 17 — 18 выпишите
слово, в котором выбор начальной гласной корня зависит от приставки.
13.
Из предложений 16 — 17 выпишите
слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука,
обозначаемого следующей после приставки буквой.
14.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является
метафора.
а) Он волок всего две
картины — незачехлённые, без рамок.
б) Я глянул на его холсты, глянул
небрежно, даже предубеждённо, ни во что не веря.
в) Руки были сложены аккуратно,
пальчик к пальчику, на одном серебряное колечко посверкивало.
г) Но я неслышно, про себя, ахнул
от ощущения зрелой силы этой кисти.
15.
Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
а) Парень-художник был одет в
форму железнодорожного машиниста.
б) Мужчина, изображенный на
портрете, был примерно одного возраста с автором портрета.
в) Портреты мужчины и женщины
написал их сын.
г) Несмотря на то что портреты
были выполнены безыскусно, они, по мнению рассказчика, были очень живыми.
16.
В каком фрагменте текста содержится информация, необходимая для обоснования
ответа на вопрос:
«Почему автор-рассказчик был поражён увиденными в институтском буфете
портретами?»
а) (2) Он волок всего две
картины — незачехлённые, без рамок. (3) Поставил и подошёл
к буфетной стойке.
б) (4) Я глянул на его холсты,
глянул небрежно, даже предубеждённо, ни во что не веря. (5) Глянул и удивился.
в) (8) Отец был молодой, чуть ли
не моложе этого парня, в форме железнодорожного машиниста, в фуражке.
(10) А мать сидела прямо, напряжённо.
г) (22) Эти два портрета не то
чтобы выделялись мастерством — они просто были живыми…
17.
Как характеризует мать художника информация, заключённая в предложениях 11 —
15?
а) Мать художника —
неловкая, огрубевшая от работы женщина, не обладающая душевной
тонкостью.
б) Мать художника —
человек, не привыкший быть в центре внимания и сидеть сложа руки.
в) Мать — человек простого
физического труда, она не способна понять то, что стремится выразить её
сын-художник.
г) Мать художника —
крестьянка, старающаяся скрыть это и вести себя по-городскому.
18.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все
запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
А мать сидела прямо,(1)
напряжённо. Крестьянское лицо,(2) городское платье. Но чувствовалось,(3) что
живут не в деревне,(4) а где-то в пригороде,(5) может быть,(6) на разъезде.
19.
В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите
цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными
сочинительной связью.
Отец был молодой,(1) чуть ли не
моложе этого парня,(2) в форме железнодорожного машиниста,(3) в фуражке.
Голубые глаза мерцали молодым восторгом жизни,(4) но в лёгком их блеске как бы
сквозила чуть-чуть тревожная тень — тень ожидания чего-то.
20.
В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите
цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными
подчинительной связью.
Я глянул на его холсты,(1) глянул
небрежно,(2) даже предубеждённо,(3) ни во что не веря. Глянул и удивился.
Два портрета стояли,(4) будто
взявшись за руки,(5) хотя каждый из них был отдельным.
Источник: ФИПИ Открытый банк заданий ГИА - 2014
Ответы здесь
Анализ заданий здесь
Анализ заданий здесь
Комментариев нет:
Отправить комментарий