1. Очень внимательно читаем текст
(1)Когда Николай Николаевич увидел свой дом,
сердце у него сильно забилось. (2)Каждая жилка дрожала у него внутри при
встрече с домом, который был для него его жизнью, его колыбелью.
(3)Целый
год до его приезда дом простоял заколоченный.
(4)По
памяти дом всегда казался ему большим, просторным, пахнущим тёплым воздухом
печей и свежевымытыми полами. (5)И ещё, когда Николай Николаевич был маленьким
мальчиком, он всегда думал, что у них в доме живут не только «живые люди», а
ещё и те, которые на картинах, развешанных по стенам во всех пяти комнатах.
(6)Это
были в основном его предки. (7)Бабы и мужики в домотканых одеждах, со
спокойными и строгими лицами. (8)Дамы и господа в причудливых костюмах.
(9)Женщины в расшитых золотом платьях. (10)Мужчины в белых, голубых, зелёных
мундирах, в сапогах с золотыми и серебряными шпорами.
(11)Даже
когда он стал взрослым, то, будучи в самых сложных переделках, он, вспоминая дом, думал не только о родных,
которые населяли его, но и о «людях с картин», которых никогда не знал…
(12)Дело
в том, что прапрадед Николая Николаевича был художником, а отец отдал многие
годы жизни, чтобы собрать его картины. (13)И эти картины, казалось, всегда
занимали главное место в их доме…
(14)Николай
Николаевич отворил дверь с
некоторой опаской. (15)В доме пахло сыростью и затхлостью…
(16)Ужас овладел Николаем Николаевичем: картины исчезли! (17)Он попробовал
сделать шаг, но поскользнулся и еле устоял: пол был покрыт тонким слоем лёгкого
инея. (18)Тогда он заскользил дальше.
(19)Ещё
комната! (20)Ещё!.. (21)Картин нигде не было!
(22)И
тут Николай Николаевич вспомнил: сестра писала ему, что спрятала картины,
сложила на антресоли в самой сухой комнате.
(23)Николай
Николаевич, сдерживая себя, вошёл в эту комнату, влез на антресоли и дрожащими
руками стал вытаскивать одну картину за другой, боясь, что они погибли:
промёрзли или отсырели.
(24)Но
произошло чудо, и картины были живы. (25)И дом ожил, заговорил, запел…
(26)Множество людей, которых он, казалось, хорошо знал, вошло в комнату,
окружило Николая Николаевича…
(27)Впервые за последние годы он освобождённо и блаженно вздохнул.
(28)Теперь можно было браться за дела.
(По В. Железникову)*
*Железников Владимир
Карпович — современный детский писатель, кинодраматург.
Его произведения переведены на многие языки мира. В основном пишет об
отношениях между людьми, проблемах взросления, детстве, отрочестве. Самое
известное его произведение — роман «Чучело» —
рассказывает о становлении характера героини и её непростых отношениях с
одноклассниками.
2. Выполняем задания
1.
Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему, говоря о родном доме
Николая Николаевича, автор называет его только словом «дом», не допуская замены
личным местоимением?»
Это
говорит о том, что…
а) родной дом Николая Николаевича
является в тексте полноправным действующим лицом, к которому герой относится с
глубоким уважением.
б) в тексте создаётся образ
большого и богатого особняка, перед которым герой чувствует себя ничтожной
песчинкой.
в) рассказ ведётся просто и бесхитростно, а повторение слова «дом» создаёт иллюзию непринуждённой разговорной речи.
в) рассказ ведётся просто и бесхитростно, а повторение слова «дом» создаёт иллюзию непринуждённой разговорной речи.
г) дом Николая Николаевича в
тексте не просто наделён конкретными индивидуальными чертами, а является
символом жилища человека.
2.
Укажите, в каком значении употребляется в тексте выражение БУДУЧИ В ПЕРЕДЕЛКАХ (предложение 11).
а) участвуя в перестройках
б) бывая в трудных путешествиях
в) участвуя в дележах
г) бывая в непростых положениях
3.
В каком варианте ответа второе предложение по содержанию противопоставлено
первому?
а) (4) По памяти дом всегда
казался ему большим, просторным, пахнущим тёплым воздухом печей и свежевымытыми
полами. (25) И дом ожил, заговорил, запел…
б) (11) Даже когда он стал
взрослым, то, будучи в самых сложных переделках, он, вспоминая дом, думал не
только о родных, которые населяли его, но и о «людях с картин», которых никогда
не знал…
(26) Множество людей, которых он,
казалось, хорошо знал, вошло в комнату, окружило Николая Николаевича…
в) (16) Ужас овладел Николаем
Николаевичем: картины исчезли! (17) Он попробовал сделать шаг, но поскользнулся
и еле устоял: пол был покрыт тонким слоем лёгкого инея.
г) (22) И тут Николай Николаевич вспомнил: сестра
писала ему, что спрятала картины, сложила на антресоли в самой сухой комнате. (23)
Николай Николаевич, сдерживая себя, вошёл в эту комнату, влез на антресоли и
дрожащими руками стал вытаскивать одну картину за другой, боясь, что они
погибли: промёрзли или отсырели.
4. Замените просторечное слово БАБЫ в предложении 7 стилистически
нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
5.
Выпишите грамматическую основу
предложения 28.
6.
Укажите количество грамматических основ в предложении 2. Напишите ответ цифрой.
7.
Среди предложений 6 — 11 найдите
сложное предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер
этого предложения
8.
Среди предложений 1 — 5 найдите
предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого
предложения.
9.
Среди предложений 16 — 22 найдите
сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложений.
10.
Замените словосочетание ВОЗДУХОМ ПЕЧЕЙ
в предложении 4, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием
со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
11.
Среди предложений 14 — 18 найдите
предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
12.
Из
предложения 11 выпишите
слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после
приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая
глухой согласный звук».
13.
Из предложений 18 — 22 выпишите
слово с чередующейся безударной гласной в корне.
14.
Из предложений 6 — 10 выпишите
слово, в котором правописание Н/НН
определяется правилом правописания суффиксов отымённых прилагательных.
15.
В каком варианте ответа средством речевой выразительности является метафора?
а) (1) Когда Николай Николаевич
увидел свой дом, сердце у него сильно забилось.
б) (4) По памяти дом всегда
казался ему большим, просторным, пахнущим тёплым воздухом печей и свежевымытыми
полами.
в) (13) И эти картины, казалось,
всегда занимали главное место в их доме…
г) (24) Но произошло чудо, и
картины были живы.
16.
Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему у
Николая Николаевича «сильно забилось» сердце, когда он увидел свой дом?»
а) Вид собственного дома пробудил
в сердце Николая Николаевича желание скорее почувствовать себя его настоящим
хозяином, владельцем.
б) Николая Николаевича беспокоило
плохое состояние старого дома, его ветхость и накопившаяся за время отсутствия
хозяина сырость.
в) Старый дом был связан для
Николая Николаевича с чувством «родового гнезда», и встреча с ним после долгой
разлуки взволновала героя.
г) Николай Николаевич при встрече
с домом испытал настоящее разочарование: по детским воспоминаниям дом казался
ему больше и просторнее.
17.
Как характеризует предков Николая Николаевича информация, заключённая в
предложениях 6 — 10?
а) Предки Николая Николаевича
были выходцами из крестьян, со временем заслужившими дворянство.
б) Все предки Николая Николаевича
были щёголями и любили модно и пышно одеваться.
в) Все предки Николая Николаевича
были людьми родовитыми, принадлежавшими к тогдашнему высшему обществу.
г) Предки Николая Николаевича
были богатыми крестьянами, имевшими возможность заказывать свои портреты
известным художникам.
18.
Как Николай Николаевич относился к картинам своего прапрадеда?
а) Картины доставляли Николаю
Николаевичу постоянные хлопоты, от которых он приходил в ужас и отчаяние.
б) Николай Николаевич был
страстным коллекционером и большим ценителем живописи, поэтому он очень дорожил
картинами прапрадеда.
в) Картины были неотъемлемой
частью жизни Николая Николаевича, он любил их и всеми силами стремился сохранить.
г) Николай Николаевич знал, что
картины его прапрадеда представляют большую материальную ценность, и бережно
хранил их.
19.
В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите
цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения,
соединёнными сочинительной связью.
Николай Николаевич,(1) сдерживая
себя,(2) вошёл в эту комнату,(3) влез на антресоли и дрожащими руками стал
вытаскивать одну картину за другой, (4) боясь, (5) что они погибли: промёрзли
или отсырели.
Но произошло чудо,(6) и картины
были живы.
20.
В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите
цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.
Дело в том,(1) что прапрадед
Николая Николаевича был художником,(2) а отец отдал многие годы жизни,(3) чтобы
собрать его картины. И эти картины,(4) казалось,(5) всегда занимали главное
место в их доме…
21.
В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите
цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными
подчинительной связью.
И дом ожил,(1) заговорил,(2)
запел… Множество людей,(3) которых он,(4) казалось,(5) хорошо знал,(6) вошло в
комнату и окружило Николая Николаевича…
Источник: ФИПИ Открытый банк заданий ГИА - 2014
Ответы здесь
Анализ заданий здесь
Анализ заданий здесь
Комментариев нет:
Отправить комментарий