Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

воскресенье, 23 марта 2014 г.

ГИА 2014. Вариант №86 (части А, В)

1. Очень внимательно читаем текст

   (1)Родители подарили мне на день рождения фотоаппарат. (2) Это был  взрослый подарок.
   (3)Но иметь фотоаппарат  —  это было полдела: ещё нужно было уметь им пользоваться. (4)И я пошёл записываться в фотокружок, к Начальнику, как его все называли.
   (5)Меня встретил мужчина лет тридцати пяти, сутулый, строгий, с очень острым лицом.
   —  (6)Фотографировать умеешь?  —  спросил он.
   —  (7)Нет, не умею, но хочу научиться,  —  ответил я.
   —  (8)Научиться чему? (9)На кнопку нажимать?
   —  (10)И на кнопку нажимать, и чтобы в итоге получилась фотография.
   —  (11)Молодец!  —  тут же заулыбался он.  —  (12)В итоге фотография, говоришь? (13)Это правильно. (14)Только вот что будет на этой фотографии? (15)Вот вопрос. (16)От твоего ответа зависит, будем ли мы общаться по-настоящему или нам придётся попрощаться раз и навсегда.
(17)Он подошёл к столу, взял с него стопку фотографий.
   —  (18)Посмотри эти фотографии и выбери три, которые тебе больше всего приглянутся, а я чай поставлю.
   (19)Он вышел, а я стал рассматривать фотографии. (20) Там были разные снимки, но все они были чёрно-белые. (21)Городские пейзажи, лошади, деревья…
   (22)Я выбрал три фотографии. (23)Это, помнится, был портрет худого старика, у него было странное лицо. (24)А ещё я выбрал фотографию ночного города, который был снят сверху. (25)Огни фар автомобилей вытянулись в длинные линии. (26)Мне непонятно было, как так получилось. (27)Третья фотография мне понравилась больше всех. (28)На ней был луг и лежащий на лугу туман. (29)Это явно было холодное августовское утро.
   —  (30)Ну что, выбрал?  —  спросил Начальник, вернувшись.
   —  (31)Вот,  —  я протянул ему фотографии.
   (32)Он рассмотрел мой выбор внимательно.
   —  (33)Понятно,  —  размышляя, сказал он.  —  (34)А здесь что, почему ты её выбрал?
   (35)Он показал мне ночной пейзаж с линиями фар.
   —  (36)Красиво,  —  ответил я, подумав.
   —  (37)Нет, не красиво, а технично, ты хотел сказать, наверное? (38)Ну, а эту?  —  он показал туман.
   —  (39)А эта мне нравится,  —  тут я запнулся.  —  (40)Это август. (41) Утро. (42)Я такое видел.
   —  (43)Молодец! (44)Пошли чай пить,  —  сказал Начальник.
(45)И я стал ходить в фотокружок.
(По Е. Гришковцу)

2. Выполняем задания

1. Замените слово ПРИГЛЯНУТСЯ в предложении 18 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «выбор»  (предложение 32).
а) разнообразие
б) результат отбора
в) процесс отбора
г) сочетание чего-либо
3. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему рассказчик, как и все, называет руководителя фотокружка не по имени-отчеству, а по прозвищу  —  Начальник?»
Такая форма именования говорит …
а) о том, что этот герой занимал очень высокое служебное положение.
б) об ироническом отношении кружковцев к своему  руководителю.
в) о том, что руководитель пользовался авторитетом среди кружковцев.
г) о подобострастном отношении рассказчика к герою   
4. В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?
а) (2)  Это был  взрослый подарок. (3) Но иметь фотоаппарат  —  это было полдела: ещё нужно было уметь им пользоваться.
б)  (19) Он вышел, а я стал рассматривать фотографии. (20) Там были разные снимки, но все они были чёрно-белые.
в) (25) Огни фар автомобилей вытянулись в длинные линии. (26) Мне непонятно было, как так получилось.
г) —  (36) Красиво,  —  ответил я.
    —  (37) Нет, не красиво, а технично, ты хотел сказать, наверное? 
5. Среди предложений 1 — 5 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.           
6. Выпишите грамматическую основу предложения 2.
7. Среди предложений 16 — 21 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.
8. Замените словосочетание ФАР АВТОМОБИЛЕЙ (предложение 25), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
9. Укажите количество грамматических основ в предложении 26.
10. Среди предложений 30 — 34 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.
11. Среди предложений 16 — 19 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
12. Из предложений 23 — 25 выпишите слово, в котором  правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н- от существительного, основа которого оканчивается на -Н, пишется НН».
13. Из предложений 33 — 34 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости согласного звука, обозначенного следующей после неё буквой.
14. Из предложений 18 — 19  выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой зависит от наличия суффикса -А- после корня.
15. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 16: «От твоего ответа зависит, будем ли мы общаться по-настоящему или нам придётся попрощаться раз и навсегда».
а) фразеологизм
б) эпитет
в) гипербола
г) сравнение
16. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Что означает для автора-рассказчика научиться фотографировать?»
а) Это означает освоить все технические возможности современного профессионального фотоаппарата.
б) Это означает научиться создавать художественные фотографии.
в) Это означает научиться быстро фиксировать всё, что находится вокруг него.
г) Это означает освоить технологию изготовления цветных фотоснимков разного формата.
17. Как характеризует Начальника информация, заключённая в предложениях 5 — 13?
а) Начальник  —  человек неприветливый и недоброжелательный.
б) Начальник  —  человек неровного, переменчивого настроения.
в) Начальник  —  человек, не терпящий поверхностного отношения к своему делу.
г) Начальник  —  человек, не умеющий расположить к себе новичка и заинтересовать его.
18. Почему автору-рассказчику третья фотография «понравилась больше всех»?
а) На этой фотографии были изображены места, знакомые автору-рассказчику с раннего детства.
б) Эта фотография была самой техничной из всех, просмотренных автором-рассказчиком.
в) На этой фотографии было запечатлено любимое время года автора-рассказчика  —  лето, а точнее, любимый месяц  —  август.
г) Эта фотография точно передавала ощущение состояния природы и находила отклик в душе рассказчика.
19. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.
Он вышел,(1) а я стал рассматривать фотографии. Там были разные снимки,(2) но все они были чёрно-белые. Городские пейзажи,(3) лошади,(4) деревья…
20. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.
—  Красиво,(1)  —  ответил я,(2) подумав.
—  Нет,(3) не красиво,(4) а технично,(5) ты хотел сказать,(6) наверное? Ну,(7) а эту?  —  он показал туман.
21. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения.
Это,(1) помнится,(2) был портрет худого старика,(3) у него было странное лицо. А ещё я выбрал фотографию ночного города,(4) который был снят сверху.


Ответы здесь

Анализ заданий здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий