Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

пятница, 18 февраля 2011 г.

Образцы сочинений-рассуждений на лингвистическую тему

 В качестве образца приведём некоторые сочинения девятиклассников на лингвистическую тему.

ЗАЧЕМ НУЖНА ОРФОГРАФИЯ?
     Я полностью согласен с мнением Ильи. Действительно, грамотно написанное слово - это ключ к пониманию чужих мыслей и выражению своих. А для того чтобы грамотно писать, надо знать правила русской орфографии. Конечно, их очень много, и выучить все, наверное, очень трудно, но если мы хотим, чтобы нас понимали правильно те, кто воспринимает нашу письменную речь, надо осваивать хотя бы главные из них.
     В тексте М.Пришвина написание, например, слова "приходил" связано с двумя орфографическими правилами: 1)правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-  и 2)проверяемая гласная в корне. Согласно первому правилу, в значении "приближение, присоединение" в слове пишется приставка ПРИ-. Согласно второму, для написания правильной буквы в корне надо поставить слабую гласную в сильную позицию: хОдит.
     Нам не обойтись без орфографических правил. Не знать их - значит не любить и не уважать родной язык и самого себя.


ЗАЧЕМ НУЖНЫ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ?
     Я думаю, что Саша не прав. Знаки препинания нужны и пишущему, и читающему. Тот, кто пишет, может лучше выразить свою мысль, а тот, кто читает, сможет лучше, точнее её понять. А.П.Чехов говорил: "Знаки препинания служат нотами при чтении".
     Знаки препинания выполняют две функции: выделительную и разделительную. В тексте В.Лакшина мы можем увидеть их практически все (кроме многоточия). Самый простой знак - точка - ставится автором в конце предложения, этим сообщается читатею, что мысль окончена ("Родившаяся полтысячи лет назад книга... старше и мудрее молодой музы телевидения."). Запятая - знак многофункциональный. Например, в предложении 10 ("У книги, безусловно, есть одна особенность...") запятые выделяют вводное слово, а в предложении 17("Нет, не думаю, что книге угрожает смерть!")вторая запятая разделяет предложения. Вопросительный знак нужен, чтобы передать на письме цель высказывания, например, в предложении 6 ("Не близка ли смерть книги?"). Восклицательный знак эмоционально окрашивает высказывание, например, в предложении 17: "Нет, не думаю, что книге угрожает смерть!"
     Таким образом без знаков препинания невозможно точно передать свою и понять чужую письменную речь.


ЗАЧЕМ НУЖНО МНОГОТОЧИЕ В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ?
     Я думаю, что прав Петя: многоточие в письменной речи необходимо. 
     Во-первых, многоточие в конце предложении может обозначать незаконченную мысль. Например, в предложении шестом после слов "им открылось совершенно необычное зрелище..." автор использует многоточие, чтобы передать значение недосказанности. Он будто предлагает додумать сюжет, дорисовать пейзаж - пофантазировать. Во-вторых, многоточие может использоваться в середине предложения. Этот приём передаёт затруднённость речи, вызванную какими-то переживаниями героя, волнением. это мы можем увидеть в предложении семнадцатом: "Я... не хотел... извините". Многоточие может указывать на несовместимость значений, обозначать пропуск при цитировании и др.
     Таким образом, даже на примере нашего текста мы убедились в том, что многоточие имеет разнообразные значения и просто необходимо в письменной речи.



РОЛЬ ТИРЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
     Все знаки препинания в письменной речи имеют важное значение. И тире не исключение. Рассмотрим несколько примеров.
     В первом предложении тире связано с правилом пунктуации между подлежащим и сказуемым: "Призвание - это маленький росточек таланта..."
     Тире может ставиться при пропуске сказуемого, как, например, в предложении 18: "Это приближении - в мастерстве". Тире может быть и соединительным, и выделительным знаком. Тире помогает оформить прямую речь, однородные члены предложения. Однако в тексте есть и случай авторской постановки тире. Это предложение 34. Наверное, автор использовал этот знак как особое средство выделения.
     Я думаю, что мне удалось помочь Игорю доказать, что тире - это "мощный, содержательный знак препинания".



КОГДА МЫ СТАВИМ ЗАПЯТЫЕ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ
     Запятая - самый популярный знак пунктуации. И не мудрено, что Коля запутался, где его ставить,а где - нет. Попробую ему помочь.
     Запятая в предложениях с определениями ставится, если они являются однородными (в предложении 12). Но если определения неоднородные, т.е. обозначающие разные качества, запятая не ставится (в предложениях 14, 17). Кроме того, если однородные определения соединяет одиночный союз И, запятая тоже не ставится ( в предложении 2). Особенно внимательным нужно быть при обособлении определений. Тут постановка запятых зависит от того, где находится обособляемая часть относительно главного слова. В предложенн 2 обособляется определение, выраженное причастным оборотом, который стоит после главного слова.
     Это далеко не всё, что можно сказать о запятой в предложении с определениями, но, я думаю, этих прмеров достаточно, чтобы ответить на вопрос Коли.
     




Литература: Русский язык. 9 класс. Подготовка к ГИА-2911: учебно-методическое пособие/Под ред.Н.А.Сениной. – Ростов на/Д:Легион-М, 2011.

3 комментария:

  1. Анонимный18.02.2011, 21:38

    Ольга Александровна, спасибо Вам за образцы. Главное их достоинство в том, что написаны в разной подаче. Сегодня же предложу их детям на консультации.
    Ирина Сергеевна

    ОтветитьУдалить
  2. Анонимный21.03.2011, 20:24

    спасибо вам большое!!!!!
    я через час пойду писать пробное по русскому,мне ваши сочинения очень пригодятся.

    ОтветитьУдалить
  3. Я очень рада, что образцы сочинений помогут Вам на экзамене. Удачи!

    ОтветитьУдалить