Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

воскресенье, 9 марта 2014 г.

ГИА 2014. Вариант №73 (части А, В)

1. Очень внимательно читаем текст

   (1)Ночью минируем берег. (2)Темно, иногда накрапывает дождик, тёплый и приятный. (3)Взлетают ракеты, одна за другой, лениво строчат пулемёты. (4)Я лежу в лопухах. (5)Приятно пахнет ночной влагой, растениями, сырой землёй.
   (6)Я смотрю на противоположный берег, на группы склонившихся ив, освещаемых дрожащим светом ракет.
   (7)Вспоминается наша улица  –  бульвар с могучими каштанами, которые разрослись, образовав свод. (8)Весной они покрываются белыми и розовыми цветами, точно свечками. (9)Осенью дворники жгут листья, а дети набивают карманы каштанами. (10)Я тоже когда-то собирал, мы приносили их домой целыми сотнями. (11)Аккуратненькие, лакированные, они загромождали ящики, всем мешали, и долго ещё выметали их из-под шкафов и кроватей. (12)Особенно много их всегда было под большим диваном. (13)Хороший был диван  –  мягкий, просторный, какой-то удивительно удобный. (14)После обеда на нём всегда отдыхала бабушка. (15)Я укрывал её старым пальто, которое только для этого и служило, и давал в руки чьи-нибудь мемуары…
   (16)Направо    большой гардероб. (17)А на гардеробе    коробки, картонки со шляпами. (18)На них много пыли, её сметают только перед Новым годом, Первым мая и мамиными именинами двадцать четвёртого октября…
   (19)Последнюю открытку от матери я получил через три дня после сообщения о падении Киева, а датирована она была ещё августом. (20)Мать писала, что немцев отогнали, канонады почти не слышно, открылся цирк…
   (21)С тех пор прошло десять месяцев. (22)Иногда я вынимаю из бокового кармана открытку, смотрю на тонкие неразборчивые буквы. (23)Они расплылись от дождей и пота. (24)В одном месте, в самом низу, нельзя уже разобрать слов. (25)Но я их знаю наизусть. (26)Я всю открытку знаю наизусть… (27)На адресной стороне, слева, реклама, а справа  –  марка: станция метро «Маяковская».
   (28)В детстве я увлекался марками и просил всех друзей и знакомых наклеивать на конверты красивые новые марки. (29)Вот и сейчас мать наклеила красивую марку, как в детстве… (30)Они у нас лежали в маленькой длинной коробочке, слева на столе. (31)И мать, вероятно, долго выбирала, пока не остановилась на этой  –  зелёной и красивой.                    (32)Стояла, склонившись над столом, и, сняв очки, рассматривала их близорукими, сощуренными глазами и…
   (33)Как всё это сейчас далеко! (34)Как давно всё это было, как давно!.. 
(По В. Некрасову)*

*Некрасов Виктор Платонович (1911 – 1987)  –  русский писатель. С 1941 по 1944 годы был на фронте, участвовал в Сталинградской битве. Некрасов  –  автор повестей, рассказов, путевых заметок: «В окопах Сталинграда», «Первое знакомство» и др. По его сценариям сняты кинофильмы.

 2. Выполняем задания 

1. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «остановилась» (предложение 31).
а) перестала двигаться
б) выбрала
в) замедлила ход
г) пришла к выводу
 
2. Замените разговорное слово «строчат» в предложении 3 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
3. Какой из приведённых ниже фрагментов противопоставлен в тексте по содержанию предложению 13: «Хороший был диван  —  мягкий, просторный, какой-то удивительно удобный»?
а) (3) Взлетают ракеты, одна за другой, лениво строчат пулеметы. (4) Я лежу в лопухах.
б) (9) Осенью дворники жгут листья, а дети набивают карманы каштанами.
в) (15) Я укрывал её старым пальто, которое только для этого и служило, и давал в руки чьи-нибудь мемуары…
г) (16) Направо большой гардероб. (17) А на гардеробе коробки, картонки со шляпами.
4. Замените словосочетание «мамиными именинами» (предложение 18), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
5. Выпишите грамматическую основу предложения 5.
6. Среди предложений 1 – 5 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
7. Среди предложений 30 – 34 найдите предложение с двумя обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.
8. Укажите количество грамматических основ в предложении 20. Ответ запишите цифрой.
9. Среди предложений 17 – 19 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
10. Среди предложений 15 – 20 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.
11. Из предложений 3 – 5 выпишите слово с чередующейся безударной гласной  в корне, выбор которой зависит от согласной(-ых) на конце корня.
12. Из предложений 30 – 32 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется С».
13. Из предложений 30 – 32 выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».
14. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
а) Я тоже когда-то собирал, мы приносили их домой целыми сотнями.
б) Особенно много их всегда было под большим диваном.
в) Вспоминается наша улица  –  бульвар с могучими каштанами, которые разрослись, образовав свод.
г) На них много пыли, её сметают только перед Новым годом, Первым мая и мамиными именинами двадцать четвёртого октября…
15. В каком фрагменте текста содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему можно сказать, что герой-рассказчик с глубокой любовью и теплотой относится к матери?»
а) Последнюю открытку от матери я получил через три дня после сообщения о падении Киева, а датирована она была ещё августом.
б) Мать писала, что немцев отогнали, канонады почти не слышно, открылся цирк…
в) В одном месте, в самом низу, нельзя уже разобрать слов. Но я их знаю наизусть.
5) И мать, вероятно, долго выбирала, пока остановилась на этой  –  зелёной и красивой.
16. Как характеризует героя-рассказчика информация, заключённая в предложениях 13—15?
а) Герой-рассказчик всегда был человеком внимательным и заботливым.
б) Герой-рассказчик любил комфорт и всегда отмечал те мелочи, которые его создавали.
в) Герой-рассказчик с детства хорошо разбирался в книгах, и родные полагались на него при выборе круга чтения.
г) Герой-рассказчик был человеком, умевшим использовать хорошее отношение к нему бабушки.
17. На какой вопрос в тексте нет ответа?
а) Когда герой-рассказчик получил последнюю весточку от матери?
б) Что послужило поводом для воспоминаний героя, казалось бы, в самый неподходящий момент?
в) Что любила читать бабушка рассказчика?
г) Как правильно коллекционировать марки?
18. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Вот и сейчас мать наклеила красивую марку,(1) как в детстве… Они у нас лежали в маленькой длинной коробочке,(2) слева на столе. И мать,(3) вероятно,(4) долго выбирала,(5) пока остановилась на этой  –  зелёной и красивой.
19. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Я тоже когда-то собирал,(1) мы приносили их домой целыми сотнями. Аккуратненькие,(2) лакированные,(3) они загромождали ящики,(4) всем мешали,(5) и долго ещё выметали их из-под шкафов и кроватей.
20. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Хороший был диван    мягкий,(1) просторный,(2) какой-то удивительно удобный. После обеда на нём всегда отдыхала бабушка. Я укрывал её старым пальто,(3) которое только для этого и служило,(4) и давал в руки чьи-нибудь мемуары…


Ответы здесь

Анализ заданий здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий