Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

среда, 5 октября 2011 г.

ЕГЭ. А4 Образец выполнения задания

   Задание А4 (предложение, начинающееся с деепричастного оборота) вызывает особую трудность у учащихся.
   Для выполнения этого задания нужно чётко уяснить, что действие, называемое с помощью деепричастия, и действие, обозначенное сказуемым, должно относиться к одному исполнителю.

     Именно он и будет обозначаться подлежащим в таком предложении. Деепричастный оборот может употребляться и в односоставных предложениях (определённо-личных, неопределённо-личных, где лицо косвенно выражается в форме сказуемого). В безличных предложениях деепричастный оборот может употребляться только при сказуемом, выраженном неопределённой формой глагола, так как в таких предложениях нет ни грамматического, ни логического подлежащего.

Разберём примеры
  
Пример №1
Выберите грамматически правильное продолжение предложения
.
   Храня память о прошлом,
   1) учёным понадобилось много времени на изучение старинных летописей.
   2) монастыри стали неотъемлемой частью русской истории.
   3) изучение истории имеет большое значение.
   4) это помогает лучше понять настоящее. 

   В варианте 1 подлежащее много времени. Оно не может хранить память о прошлом. Следовательно, этот вариант ошибочный.
  Во 2-ом варианте - подлежащее монастыри. Они могут хранить память о прошлом и являются частью истории. Именно этот вариант и следует признать единственно правильным.
   В 3-м и 4-м вариантах подлежащие (изучение и это) также логически не могут выполнять действия, обозначенные деепричастными оборотами.Ответ: 2.

Пример №2
Выберите грамматически правильное продолжение предложения
.
    Опровергая общее утверждение,
   1) приведите хотя бы один довод против.
   2) у нас завязался спор.
   3) у меня не хватило аргументов.
   4) это называется контрпримером.

   Среди приведённых вариантов ответов лишь один (1) верный, так как во 2-ом и 4-ом вариантах есть подлежащие (спор завязался, это называется), которые не могут совершать действия, обозначенные деепричастием, а в варианте 1 предложение определённо-личное, то есть подлежащего нет, но сказуемое (глагол 2-го лица множественного числа) косвенно его выражает опровергая... приведите довод против, чего нельзя сказать о варианте 3.Ответ: 3.

Пример №3
  Укажите грамматически правильное продолжение предложения
.
Анализируя стихотворный текст,
   1) мною был неверно определён размер.
   2) у нас завязался спор.
   3) помните об особенностях поэтической речи.
   4) часто не учитывается ритм и интонация.

    В первом предложении подлежащее - размер (был определён - сказуемое); если мы выбираем этот вариант, то выходит, что именно размер анализирует стихотворный текст (ведь реальный производитель действия здесь подлежащим не является).
   Похожая ситуация  со вторым предложением, где подлежащее - спор ( не он анализирует стихотворный текст), и с четвёртым, где подлежащие ритм и интонация (а они тоже не могут анализировать текст).
   А в третьем предложении, без подлежащего (определённо-личном), форма глагола (помните) указывает на то, что действие производится неким лицом или лицами: они и анализируют стихотворный текст.
Ответ: 3.

Пример №4
  Укажите грамматически правильное продолжение предложения
.

Выбрав пьесу,
   1) началось распределение ролей.
   2) оказалось, что там слишком много ролей.
   3) была назначена первая репетиция.
   4) мы немедленно начали репетировать.

   В первом предложении подлежащее - распределение: выбрать пьесу оно не могло. Как и репетиция (подлежащее третьего предложения).
   Второе предложение сложное; деепричастный оборот относился бы к его главной части, безличному предложению (оказалось), где производителя действия вообще нет. Подлежащее четвёртого - мы; именно мы выбрали пьесу и начали репетировать. Ответ: 4.

Источники:
1. Влодавская Е.А. Русский язык. ЕГЭ: методическое пособие для подготовки/ - М.: Издательство
" Экзамен", 2006.
2.
Штоль А.А. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ самостоятельно. - Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2010. 

 



  

Комментариев нет:

Отправка комментария