Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

воскресенье, 16 марта 2014 г.

ГИА 2014. Вариант №79 (части А, В)

1. Очень внимательно читаем текст

   (1)В детстве я не знал, кем хочу стать. (2)Мне все люди вокруг нравились и все работы тоже. (3)В голове у меня была путаница, я был какой-то растерянный и никак не мог толком решить, за что же мне приниматься.
   (4)Помнится, то я хотел быть астрономом, то мечтал стать капитаном дальнего плавания, а то хотелось превратиться в машиниста метро или начальника станции. (5)А однажды мне приспичило стать боксёром, потому что я увидел в телевизоре тяжёлую кожаную "грушу"  —   такой продолговатый мяч, по которому надо бить изо всех сил, чтобы развивать силу удара. (6)И я решил стать самым сильным человеком во дворе.
   (7)Я попросил папу купить мне кожаную боксёрскую грушу. (8) А мама вдруг достала откуда-то здоровенного плюшевого Мишку, бросила его на диван и сказала:
   —  (9)Чем не груша?
   (10)Я устроил Мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было об него тренироваться и развивать силу удара.
   (11)Он сидел передо мной такой шоколадный, но здорово облезлый, и у него были разные глаза: один жёлтый, стеклянный, а другой большой, белый  —   из пуговицы от наволочки, и я даже не помнил, когда он появился. (12)Но это было не важно, потому что Мишка озорно смотрел на меня своими разными глазами, расставил ноги и выпятил мне навстречу живот, а обе руки поднял кверху, как будто уже заранее сдавался...
   (13)И я вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим Мишкой ни на минуту не расставался, и сажал его за стол обедать, и у него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, прямо как живая, и я его спать с собой укладывал, и, укачивая его, шептал ему разные сказки прямо в его бархатные ушки. (14)Я его любил тогда всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. (15)И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. (16)Он сидит, смеётся разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара...
   —  (17) Что с тобой?  —   спросила подошедшая мама.
   (18)А я не знал, что со мной, и задрал голову к потолку, чтобы слёзы вкатились обратно, и потом сказал:
   —  (19)Я раздумал. (20)Я никогда не буду боксёром.
(По В.Драгунскому)

2. Выполняем задания

1. В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?
а) (1) В детстве я не знал, кем хочу стать. (8) А мама вдруг достала откуда-то здоровенного плюшевого Мишку, бросила его на диван и сказала…
б) (7) Я попросил папу купить мне кожаную боксёрскую грушу. (10) Я устроил Мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было об него тренироваться и развивать силу удара.
в) (5) А однажды мне приспичило стать боксёром, потому что я увидел в телевизоре тяжёлую кожаную "грушу"  —  такой продолговатый мяч, по которому надо бить изо всех сил, чтобы развивать силу удара. (20) Я никогда не буду боксёром.
г) (14) Я его любил тогда всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. (18) А я не знал, что со мной, и задрал голову к потолку, чтобы слёзы вкатились обратно, и потом сказал…
 
2. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему, говоря о «здоровенной» плюшевой игрушке, рассказчик называет её Мишкой?» (предложение 8).
Такая форма именования …
а) передаёт давнее ласковое, дружеское отношение героя к игрушке.
б) говорит об уважительном отношении героя к старой игрушке.
в) говорит о высокомерном отношении повзрослевшего героя к детской игрушке.
г) передаёт небрежное отношение рассказчика к старой, потрёпанной игрушке.
3. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «сдавался» (предложение 12).
а) становился тише
б) признавал себя побеждённым
в) становился слабее
г) отступал от своего мнения
4. Замените слово СПОДРУЧНЕЙ в предложении 10 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
5. Среди предложений 13 — 16 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.            
6. Выпишите грамматическую основу предложения 20.
7.  Укажите количество грамматических основ в предложении 3.
8. Среди предложений 16 — 20 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
9. Среди предложений 11 — 13 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
10. Среди предложений 1 — 5 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
11. Замените словосочетание ОЗОРНО СМОТРЕЛ (предложение 12), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
12. Из предложения 10 выпишите слово с безударной гласной в корне, не проверяемой ударением.
13. Из предложений 7 — 10 выпишите слово, в котором   правописание  Н   определяется  правилом: «В  суффиксах -АН-(-ЯН-), -ИН- отымённых прилагательных пишется одно Н».
14. Из предложения 12 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости согласного звука, обозначенного последующей буквой
15. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 18: «А я не знал, что со мной, и задрал голову к потолку, чтобы слёзы вкатились обратно, и потом сказал…»
а) сравнительный оборот
б) аллегория
в) олицетворение
г) разговорная лексика
16. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Какое значение для героя-рассказчика имела игрушка, о которой он говорит как о «настоящем друге детства»?»
а) Игрушка напомнила рассказчику о других друзьях детства, с которыми он давно расстался.
б) С этой игрушкой связаны у героя тёплые воспоминания о детстве и о детской дружбе.
в) Игрушка напоминает мальчику о коварстве и предательстве людей.
г) Эта игрушка помогла герою узнать, что такое настоящий бокс, и найти своё место в жизни.
17. Как характеризует маму героя-рассказчика информация, заключённая в предложениях 8 — 9?
а) Мама рассказчика  —  чёрствый человек, недолюбливающий животных.
б) Мама рассказчика  —  равнодушный человек, мало интересующийся друзьями сына.
в) Мама героя  —  педантичный человек, она не терпит, когда в доме хранится что-то, что не используется долгое время.
г) Мама героя  —  здравомыслящий человек, для неё Мишка  —  всего лишь старая игрушка, которую можно использовать как угодно.
18. Почему герой-рассказчик не знал, кем он хочет стать?
а) Герой-рассказчик был легкомысленным человеком, не задумывающимся всерьёз о жизненных проблемах.
б) Герой-рассказчик отдавал предпочтение карьере боксёра, поэтому о других профессиях он знал немного.
в) Герою-рассказчику трудно было сделать выбор, так как его привлекали самые разные профессии.
г) Герой-рассказчик не стремился к профессиональным успехам, поэтому мало интересовался выбором профессии.
19. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, которые обозначают в сложном предложении запятые между частями, соединёнными подчинительной связью.
В детстве я не знал,(1) кем хочу стать. Мне все люди вокруг нравились и все работы тоже. В голове у меня была путаница,(2) я был какой-то растерянный и никак не мог толком решить,(3) за что же мне приниматься.
20. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), которая(-ые) обозначает(-ют) в сложном предложении запятые между частями, соединёнными сочинительной связью.
Я его любил тогда всей душой,(1) я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на диване,(2) мой бывший самый лучший друг,(3) настоящий друг детства. Он сидит,(4) смеётся разными глазами,(5) а я хочу тренировать об него силу удара...
21. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.
Помнится,(1) то я хотел быть астрономом,(2) то мечтал стать капитаном дальнего плавания,(3) а то хотелось превратиться в машиниста метро или начальника станции.


Ответы здесь

Анализ заданий здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий