Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

суббота, 15 марта 2014 г.

ГИА 2014. Вариант №78 (части А, В)

1. Очень внимательно читаем текст

    (1)Я люблю вспоминать своё детство. (2)У меня теплеет на душе и щемит сердце, когда я его вспоминаю.
   (3)Детство  –  самая главная, самая важная часть жизни. (4)У поэта, поверьте, непременно должно быть очень счастливое детство. (5)Или очень несчастное. (6)Но никак не такое, как у всех, не скучное, среднее, серое.
   (7)Я родился поэтом, а не стал им, как другие: моё детство было до странности волшебным. (8)Я был колдовским ребёнком. (9)Я жил в каком-то мною самим созданном мире, ещё не понимая, что это мир поэзии/
   (10)Странно, но я, несмотря на моё поэтическое восприятие жизни, тогда о стихах не помышлял. (11)Я старался воображением проникнуть в тайную суть вещей. (12)Не только вещей, но и животных. (13)Так, у нашей кошки Мурки были крылья, и она ночами улетала в окно. (14)А собака моей сестры, старая и жирная, только прикидывалась собакой, на самом деле она была жабой, и я один это знал. (15)Но и люди вокруг меня были не теми, кем казались…
   (16)Да, я и правда был колдовским ребёнком, маленьким магом, чародеем. (17)Таким я, по крайней мере, сам себя считал. (18)Тогда уже во мне возникло и постепенно разрослось желание воплотить мечту мою, «будить повсюду обожанье».
   (19)Но меня и так очень любили и баловали в детстве. (20)Мать любила меня фантастически, и я любил её больше всего на свете. (21)Я хотел, чтобы она гордилась мной. (22)Однако это не мешало мне и всех других в нашем доме любить всем сердцем.
   (23)Моё детское сердце… (24)Для поэта важнее всего сохранить детское сердце и способность видеть мир преображённым.
   (25)Я хотел бы вернуться в то далёкое, невозвратимое, особенное время.    (26)Можно ли когда-нибудь забыть его, вылечиться от детства? (27)Мне, слава богу, не удалось. (28)Ничто так не помогает писать стихи, как воспоминания детства. (29)Когда я нахожусь в особенно творческом состоянии, я живу будто двойной жизнью: наполовину здесь, в сегодняшнем дне, наполовину там, в прошлом, в золотой невозвратной поре. (30)И тогда я чувствую, что сейчас, сейчас произойдёт чудо и в моих ушах зазвучат строчки новых стихов.
(По И. Одоевцевой)*

*Одоевцева Ирина  –  русская поэтесса и писательница. В начале 20 века была ученицей знаменитого поэта Н. Гумилёва. В 1922 году эмигрировала в Париж. Написала имевшие большой успех романы «Изольда», «Зеркало», «Оставь надежду навсегда», несколько сборников стихов. В конце 80-х годов вернулась в Россию, жила в Ленинграде (Петербурге), выпустила мемуары о жизни русской художественной интеллигенции начала 20 века.

2. Выполняем задания

1.Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему рассказчик в предложении 24 употребляет форму не множественного, а единственного числа  –  «поэт»?»
Такая форма наименования говорит здесь о том, что…
а) рассказчик имеет в виду только себя.
б) это слово имеет магический смысл.
в) рассказчик стремится создать собирательный образ.
г) рассказчик подразумевает известного в то время поэта.
 
2. Замените разговорное слово ПРИКИДЫВАЛАСЬ в предложении 14 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним
3. В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено в тексте содержанию первого?
а) (18) Тогда уже во мне возникло и постепенно разрослось желание воплотить мечту мою, «будить повсюду обожанье». (19) Но меня и так очень любили и баловали в детстве.
б) (4) У поэта, поверьте, непременно должно быть очень счастливое детство. (6) Но никак не такое, как у всех, не скучное, среднее, серое.
в) (11) Я старался воображением проникнуть в тайную суть вещей. (12) Не только вещей, но и животных.
г) (14) А собака моей сестры, старая и жирная, только прикидывалась собакой, на самом деле она была жабой, и я один это знал. (15) Но и люди вокруг меня были не теми, кем казались…     
3. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово ЧУДО (предложение 30).
а) нечто нетрадиционное
б) нечто нелогичное
в) что-то не поддающееся объяснению
г) что-то связанное с фантастикой
4. Среди предложений 3 – 7 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
5. Среди предложений 25 – 30 найдите предложение с обособленными  уточняющими обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.
6. Среди предложений 28 – 30 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.
7. Среди предложений 19 – 24 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 19.
9. Укажите количество грамматических основ в предложении 2. Напишите ответ цифрой.
10. Замените словосочетание МИР ПОЭЗИИ в предложении 9, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
11. Из предложений 17 – 18 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
12. Из предложений 15 – 16 выпишите слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
13. Из  предложений  24 – 25  выпишите  слово,  в  котором   правописание  суффикса  определяется правилом: 
«В  суффиксах  отымённых  прилагательных  -ЕНН-, 
-ОНН-/ -ЁНН- пишется НН».
14. В каком варианте ответа средством речевой выразительности является эпитет?
а) (9) Я жил в каком-то мною самим созданном мире, ещё не понимая, что это мир поэзии.
б) (10) Cтранно, но я, несмотря на моё поэтическое восприятие жизни, тогда о стихах не помышлял.
в) (14) А собака моей сестры, старая и жирная, только прикидывалась собакой, на самом деле она была жабой, и я один это знал.
г) (29) Когда я нахожусь в особенно творческом состоянии, я живу будто двойной жизнью: наполовину здесь, в сегодняшнем дне, наполовину там, в прошлом, в золотой невозвратной поре.
15. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему рассказчик считает, что он «родился поэтом»?»
а) С детства люди и животные вокруг рассказчика были на самом деле не теми, кем казались, и это сформировало у него поэтический взгляд на мир.
б) С раннего детства рассказчик был необычным, ярким человеком, наделённым богатым поэтическим воображением.
в) Рассказчик с раннего детства был наделён необычным даром мага и умел превращать животных в летающих существ.
г) Поэтический дар появляется только у тех людей, которые, как рассказчик, с раннего детства живут в атмосфере необыкновенной любви и взаимопонимания.
16. Как характеризует поэзию и стихи информация, заключённая в предложениях 9 – 11?
а) Поэзия и стихи  –  это одно и то же, поэзии не бывает без стихов.
б) Поэзия и стихи появляются из стремления познать мир необычных животных.
в) Чувство поэзии рождается из колдовства, стихи также появляются по волшебству.
г) Чувство поэзии связано с восприятием мира и не обязательно воплощается в стихах.
17. Каким было отношение рассказчика к его матери?
а) Рассказчик уважал и любил мать и стремился быть достойным её огромной любви.
б) Он отвечал капризами на баловство и вседозволенность, которые видел со стороны матери.
в) Рассказчик любил мать так же, как и всех остальных в доме.
г) Он знал, что мать любила его фантазии, и сам любил её за это.
18. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводной конструкции.
Да,(1) я и правда был колдовским ребёнком,(2) маленьким магом,(3) чародеем. Таким я,(4) по крайней мере,(5) сам себя считал.
19. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, соединёнными сочинительной связью.
Так,(1) у нашей кошки Мурки были крылья,(2) и она ночами улетала в окно. А собака моей сестры,(3) старая и жирная,(4) только прикидывалась собакой,(5) на самом деле она была жабой,(6) и я один это знал.
20. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями  сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Я жил в каком-то мною самим созданном мире,(1)  ещё  не  понимая,(2)  что  это  мир  поэзии. Странно, (3) но я,(4) несмотря на моё поэтическое восприятие жизни,(5) тогда о стихах не помышлял.


Ответы здесь

Анализ заданий здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий