Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

понедельник, 7 апреля 2014 г.

ГИА 2014. Вариант №101 (части А, В)

1. Очень внимательно читаем текст

   (1)Сразу после перемены Анна Николаевна задала вопрос:
   —  (2)Кто записался в библиотеку?
   (3)Руки подняли все.
   —  (4)Значит, Татьяну Львовну все знаете?  —  спросила она.
   (5)Класс радостно загалдел.
   —  (6)И знаете, что библиотека закрыта? (7)У Татьяны Львовны заболел внук, она не может от него отойти, а сегодня для библиотеки привезут дрова. (8)И она прислала записку. (9)Просит нас помочь. (10)Надо их убрать, потому что в прошлый раз дрова растащили. (11)Сами понимаете, время-то военное.
   (12)Анна Николаевна ни к чему не призывала, ничего не требовала. (13)Она просто смотрела на нас как на взрослых, и улыбка всё отчётливее проступала на лице. (14)Её взгляд скользил по рядам, и, точно следуя взгляду учительницы, мы поднимали руки.
   —  (15)Я не сомневалась,    сказала она.
   (16)Когда мы пришли после уроков к библиотеке, там уже гудела целая толпа. (17)На двери по-прежнему висел замок, а во дворе валялись брёвна, сброшенные, видно, с машины как попало.
   —  (18)Что ж,  —  сказала Анна Николаевна,  —  придётся подождать. (19)Наверное, сейчас подойдут пильщики.
   (20)Мы потоптались полчаса  —  никого не было. (21)Толпа стала редеть. (22)Среди самых старших я увидел девчонку, с которой разговаривал днём. (23)Девчонка очень нервничала, всё задирала на самый лоб свою пуховую шапку с длинными ушами. (24)Немного погодя она подошла к Анне Николаевне и сказала:
   —  (25)Наши сейчас все в киношку удерут, что-то надо делать!
   —  (26)Не страшно,  —  ответила Анна Николаевна,  —  зато останутся самые ответственные.
(27)Она сказала это громко, чтобы слышали не только мы, но и все остальные, однако заволновалась.
   —  (28)Давайте принесём пилы,  —  сказала девчонка,  —  я, например, рядом живу.
   —  (29)Кто же пилить будет?  —  спросила Анна Николаевна.
   (30)Заорали почти все мальчишки.
   (31)В общем, ещё минут через двадцать такой во дворе скрип поднялся! (32)Наверное, пил пять притащили. (33)А чтобы дело быстрей шло, работать решили изо всех сил и, раз народу много, часто меняться.
   (34)Немного погодя во дворе появился крепкий старик, как оказалось, дед той девчонки. (35)Он начал рубить дрова, да так, что только треск стоял.
   (36)А через пятнадцать минут во двор, придерживая платок, ворвалась Татьяна Львовна.
   —  (37)Мои золотые!  —  закричала она ещё издалека.  —  (38)Спасибо! (39)Анна Николаевна, голубушка! (40)Благодарствую! (41)Дети и книги не должны мёрзнуть! (42)Никогда!
 (По А. Лиханову)*

*Лиханов Альберт Анатольевич  —   современный детский и юношеский писатель. Главная тема творчества  —  становление характера подростка  —  проходит через десятки произведений:  повести «Звёзды в сентябре», «Тёплый дождь», «Благие намерения», «Русские мальчики» и другие. По роману «Последние холода» снят одноимённый фильм.

2. Выполняем задания

1. Замените разговорное слово «растащили» в предложении 10 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «скользил»  (предложение 14).
а) был неустойчивым
б) плавно двигался
в) был двусмысленным
г) распространялся
3. Какое из приведённых ниже предложений противопоставлено  в тексте по содержанию предложению 26: «Не страшно,  –  ответила Анна Николаевна,  –  зато останутся самые ответственные»?
а) (23) Девчонка очень нервничала, всё задирала на самый лоб свою пуховую шапку с длинными ушами.
б) –  (25) Наши сейчас все в киношку удерут, что-то надо делать!
в) –  (29) Кто же пилить будет?  –  спросила Анна Николаевна.
г) (33) А чтобы дело быстрей шло, работать решили изо всех сил и, раз народу много, часто меняться.
4. Среди предложений  6 — 12  найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.
5. Среди предложений  19—23  найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
6. Выпишите грамматическую основу предложения 32.
7. Среди предложений 34 — 39 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
8. Замените словосочетание «пуховую шапку» (предложение 23), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
9. Среди предложений  31—35  найдите сложноподчинённое предложение с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
10. Укажите количество грамматических основ в предложении 7. Ответ запишите цифрой.
11. Из предложений 7 — 8 выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от её значения.
12. Из предложений  23 — 26  выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «В отымённых прилагательных, образованных от основы на -Н при помощи суффикса -Н-, пишется НН».
13. Из предложений 23 — 24 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
14. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи являются разговорные слова.
а) У Татьяны Львовны заболел внук, она не может от него отойти, а сегодня для библиотеки привезут дрова.
б) Она просто смотрела на нас как на взрослых, и улыбка всё отчётливее проступала на лице.
в) На двери по-прежнему висел замок, а во дворе валялись брёвна, сброшенные, видно, с машины как попало.
г) А через пятнадцать минут во двор, придерживая платок, ворвалась Татьяна Львовна.
15. В каком(-их) предложении(-ях) содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему можно сказать, что одноклассники героя-рассказчика любили ходить в библиотеку?»
а) –  (4) Значит, Татьяну Львовну все знаете?  –  спросила она.
         (5) Класс радостно загалдел.
б) –  (6) И знаете, что библиотека закрыта? (7) У Татьяны Львовны заболел внук, она не может от него отойти, а сегодня для библиотеки привезут дрова.
в) (16) Когда мы пришли после уроков к библиотеке, там уже гудела целая толпа.
г) –  (37) Мои золотые!  –  закричала она ещё издалека.  –  (38) Спасибо! (39) Анна Николаевна, голубушка! (40) Благодарствую!
16. На какой вопрос в тексте нет ответа?
а) Как библиотекарь Татьяна Львовна относилась к своей работе?
б) Как общалась со своими учениками Анна Николаевна?
в) Какие книги были особенно любимы детьми?
г) Почему библиотекарь обратилась за помощью к школьникам?
17. Как характеризует  девчонку в шапке с длинными ушами  информация,  заключённая  в  предложениях  23—28?
а) Этот персонаж рассказа – человек, который часто предаёт своих товарищей, создавая им проблемы.
б) Эта девчонка  —  лидер среди одноклассников, обладающий организаторским даром.
в) Эта девчонка – человек излишне беспокойный, создающий вокруг себя нервозную атмосферу.
г) Эта девчонка – человек ответственный и активный, искренне переживающий за общее дело.
18. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Когда мы пришли после уроков к библиотеке,(1) там уже гудела целая толпа. На двери по-прежнему висел замок,(2) а во дворе валялись брёвна,(3) сброшенные,(4) видно,(5)с машины как попало.
19. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями  сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Она сказала это громко,(1) чтобы слышали не только мы,(2) но и все остальные,(3) однако заволновалась.
–  Давайте принесём пилы,(4)  –  сказала девчонка,(5)  –  я,(6) например,(7) рядом живу.
20. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложных предложений, связанными сочинительной связью.
Она просто смотрела на нас как на взрослых,(1) и улыбка всё отчётливее проступала на лице. Её взгляд скользил по рядам,(2) и,(3) точно следуя взгляду учительницы,(4) мы поднимали руки.



Ответы здесь

Анализ заданий здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий