Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

среда, 19 марта 2014 г.

ГИА 2014. Вариант №82 (части А, В)

1. Очень внимательно читаем текст

   (1)Дверь приоткрылась. (2)Я встал.
   –  (3)Сиди, сиди... (4)Полуночничаешь? (5)Я так и подумал, что это ты.
(6)Директор училища прошёл и устало опустился на стул подле рояля.            –  (7)Ну-ка, дай посмотрю...
   (8)Я покорно протянул лист. (9)Ведь он всё равно знал, что я сочиняю музыку. (10)Он всё знал про своих воспитанников, да и вообще, по-моему, всё знал и понимал.
   (11)Его глаза скользнули по строчкам слева направо и сверху вниз.
   –  (12)Плохо?  –  напрямик спросил я.
   –  (13)Нет, почему же?.. (14)Только, видишь ли, друг мой... (15) Сразу видно, что ты сочинял на фортепьяно. (16)А ведь хор  –  это совсем, совсем другая стихия... (17)Ты должен был это услышать иначе, так как ты сам пел в хоре.
   (18)Да, пел. (19)В хоре и без хора. (20)Было когда-то.
   (21)Я сидел, опустив голову.
   (22) Владимир Константинович засмеялся:
   –  (23)Что приуныл? (24)Грех невелик. (25)И не думай, не с тобой одним приключился этот грех. (26)Вон у Скрябина в Первой симфонии не получился хор. (27)Поют, поют, а всё не хор... (28)А ведь я, Женя, видел его, слыхал... (29)Да. (30)В одиннадцатом году. (31) Впервые играли «Прометея», и за роялем был Скрябин... (32) Как он играл, как играл, брат ты мой!.. (33)Мороз по коже!..
   (34)Неужто он и впрямь слушал Скрябина? (35)Неужто он так стар, наш старик?
   –  (36)Есть у тебя что-нибудь новенькое для фортепьяно?  –  вдруг спросил он, изменив тон.  –  (37)Ну-ка, выкладывай...
   (38)Я раскрыл портфель. (39)Подал ему опус, который сочинил на прошлой неделе. (40)Мне самому он очень нравился.
   (41)Владимир Константинович снова принялся за чтение. (42) Потом сказал:
   –  (43)М-да.
   –  (44)Что? (45)Тоже плохо?
   (46)Я был в отчаянии.
   –  (47)А ты думаешь, я знаю?
   (48)Он заговорщицки склонился ко мне.
   –  (49)Ты, значит, думаешь, что я всё знаю? (50)Хор  –  вот это, действительно, я знаю. (51)А тут…  (52)Пойми меня правильно, Женя. (53)То, что ты написал, уже слишком серьёзно, чтобы я мог судить, хорошо ли это или плохо. (54)Это уже не отметка, чтобы проставлять в дневник! (55)Тут нужен другой судья... (56)Знаешь, сходи-ка ты к нему.
   (57) К кому сходить, он не сказал, но я понял… (58)Но как я пойду? (59)Ему сейчас нет равного в мире, а кто я такой?..
(По А. Рекемчуку)*

*Рекемчук Александр Евсеевич  –  современный писатель, сценарист. Многие его произведения экранизированы, так появились фильмы «Время летних отпусков», «Молодо-зелено», а по повести «Товарищ Ганс» снят фильм «Они не пройдут».

2. Выполняем задания

1. Замените термин ОПУС в предложении 39 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
2. В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено в тексте содержанию первого?
а) (10) Он всё знал про своих воспитанников, да и вообще, по-моему, всё знал и понимал.
    –  (49) Ты, значит, думаешь, что я всё знаю?
б) (16) А ведь хор  –  это совсем, совсем другая стихия... (50) Хор  –  вот это, действительно, я знаю.
в) (26) Вон у Скрябина в Первой симфонии не получился хор. (27) Поют, поют, а всё не хор...        
г) (34) Неужто  он  и  впрямь  слушал  Скрябина?  (35)  Неужто он так стар, наш старик?
3. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово СТИХИЯ (предложение 16).
а)  обстановка
б) что-либо непредсказуемое
в) явление
г) что-либо неорганизованное        
4. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему директор вместо имени того, к кому, по его мнению, должен сходить Женя, употребляет личное местоимение «(к) нему» (предложение 56)?»
Такая форма наименования говорит о том, что…
а) среди музыкантов не принято в частном разговоре называть имена современных знаменитостей.
б) директор опасается, чтобы кто-нибудь из учеников случайно не услышал их разговор и не позавидовал Жене.
в) и директор, и Женя не произносят имени известного музыканта из опасения, что задуманное ими окончится неудачей.
г) и директор, и Женя знают того, о ком идёт речь, и относятся к нему как к музыканту с большим почтением.
5. Среди предложений 34 – 39 найдите предложение с обособленным распространённым приложением. Напишите номер этого предложения.        
6. Среди предложений 7 – 11 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
7. Укажите количество грамматических основ в предложении 57. Напишите ответ цифрой.
8. Среди предложений 53 – 56 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным и последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
9. Среди предложений 17 – 25 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
10. Замените словосочетание ПРИНЯЛСЯ ЗА ЧТЕНИЕ в предложении 41, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
11. Выпишите грамматическую основу предложения 35.
12. Из предложений 22 – 25  выпишите слово, в котором правописание приставки определяется тем, что она обозначает неполноту действия или признака.
13. Из предложений 11 – 12 выпишите образованные приставочно-суффиксальным способом наречия, в которых  правописание суффикса зависит от приставки.
14. Из предложений 46 – 49 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
15. В каком варианте ответа средством речевой выразительности является лексический повтор?
 а) (5) Я так и подумал, что это ты. (8) Я покорно протянул лист.
 б) (24) Грех невелик. (25) И не думай, не с тобой одним приключился этот грех.
 в) (39) Подал ему опус, который сочинил на прошлой неделе. (40) Мне самому он очень нравился.
 г) (53) То, что ты написал, уже слишком серьёзно, чтобы я мог судить, хорошо ли это или плохо. (54) Это уже не отметка, чтобы проставлять в дневник!
16. Как характеризует Владимира Константиновича информация, заключённая в предложениях 26 – 33?
а) Владимир Константинович завистлив и с удовольствием замечает недостатки в произведениях великих композиторов.
б) Для Владимира Константиновича всегда важно только его собственное мнение о произведении.
в) Владимир Константинович тщеславен и не упускает случая рассказать о своём знакомстве со знаменитостями.
г) Для Владимира Константиновича музыка превыше всего, он независим в своих оценках и суждениях.
17. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему директор догадался, что именно Женя занимается музыкой в такой поздний час?»
а) Все в училище знали, что Женя по вечерам занимается дополнительно, совершенствуясь в технике игры на фортепиано.
б) Директор знал, что Женя всерьёз увлечён музыкой и по вечерам занимается творчеством.
в) Директору было известно, что по вечерам Женя репетирует свою партию в хоре.
г) Все в училище знали, что Женя вечерами работает над исполнением произведений Скрябина.
18. Как  Женя относится к директору училища?
а) Женя уважает Владимира Константиновича как человека, учителя и музыканта и считается с его мнением.
б) Женя относится к директору с досадой, как к человеку, от которого трудно что-либо скрыть.
в) Женя не хотел бы, но вынужден считаться с мнением Владимира Константиновича, поскольку тот является директором училища.
г) Женя относится к директору терпеливо и снисходительно, как к человеку слишком старому.
19. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обращении.
Ты,(1) значит,(2) думаешь,(3) что я все знаю? Хор  –  вот это,(4) действительно,(5) я знаю. А тут…  Пойми меня правильно,(6) Женя.
20. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочинённого предложения.
А   ведь   я,(1)   Женя,(2)   видел   его,(3)   слыхал...   Да.   В   одиннадцатом   году.   Впервые   играли    «Прометея»,(4) и за роялем был Скрябин... Как он играл,(5) как играл,(6)  брат ты мой!..
21. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями  сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Нет,(1) почему же?.. Только,(2) видишь ли,(3) друг мой... Сразу видно,(4) что ты сочинял на фортепьяно. А ведь хор  –  это совсем,(5) совсем другая стихия...


Ответы здесь

Анализ заданий здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий