Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

среда, 23 апреля 2014 г.

ГИА 2014. Вариант №116 (части А, В)

1. Очень внимательно читаем текст

   (1)Мы собирались на рыбалку, когда прибежала Наташка.
—  (2)К тёте Марье родственник приехал,  —  затараторила она.  —  (3)Вышел на лужайку и прыгает через голову…
   —  (4)То-то ты вырядилась,  —  сказал Мишка.
   —  (5)А собака у него  —  с телёнка.
   —  (6)С лошадь,  —  сказал Мишка.
   —  (7)Со слона,  —  поддакнул я.
   (8)Наташка взяла жестяную банку с червями и, заглянув внутрь, презрительно сказала:
   —  (9)Разве это черви? (10)Вот у тёти Марьи на огороде…
   (11)И вывалила наших червей в глубоченную яму, приготовленную для силоса. (12)Мы с Мишкой ахнули: этих червей мы, может, с полчаса копали у конюшни.
   (13)Я бы показал Наташке за эти штучки, но из-за Мишки не стал. (14)В последнее время я заметил, что Мишка перестал возражать Наташке. (15)А когда она улыбается и её насмешливые глаза смотрят на него, он отворачивается, даже краснеет…
   (16)Мишка сказал:
   —  (17)Ладно, пошли к Марье. (18)Красных накопаем…
   (19)Наташка не обманула: таких огромных собак мы не видали сроду. (20)Как только мы остановились у калитки, собака подошла и, встав на задние лапы, просунула между жердинами чёрный нос, обнюхивая Мишкину голову.
   —  (21)Она сейчас Мишке голову откусит!  —  чуть слышно прошептала Наташка.
   (22)Но собака не стала откусывать, она раскрыла красную пасть и оглушительно гавкнула.
   (23)Дверь распахнулась, и на пороге показался высокий мальчишка в куртке на блестящей молнии.
   —  (24)Орион!  —  сказал мальчишка.  —  (25)Ко мне!
   (26)Собака, виляя хвостом, подбежала к нему.
   —  (27)Он кусается?  —  спросила Наташка.
   (28)Мальчишка улыбнулся.
   —  (29)Погладь,  —  разрешил он.
   (30)Наташка тут же запустила пальцы в густую собачью шерсть и спросила:
    —  (31)А что такое Орион?
   —  (32)Такую чепуху не знает…  —  сказал Мишка.  —  (33)Звезда какая-то…
   (34)Мальчишка поправил:
   —  (35)Так называется созвездие, оно находится как раз над экватором…
   —  (36)А как тебя зовут?  —  спросила Наташка.
    —  (37)Женя,  —  ответил мальчишка.  —  (38)А тебя?
   (39)Наташка сказала. (40)Мишка исподлобья взглянул на неё и отвернулся.
   —  (41)А какой породы Орион?  —  снова спросила Наташка.
   —  (42)Ньюфаундленд,  —  сказал Женя.
   —  (43)А что это такое?
   —  (44)Такую чепуху не знает…  —  сказал Мишка.  —  (45)Полуостров в Америке.
   —  (46)Остров,  —  опять поправил мальчишка.  —  (47) От Америки он отделяется проливом.
   (48)Мишка готов был лопнуть от злости.
   —  (49)А ты… видел когда-нибудь ропуху1?  —  спросил он.
   —  (50)Ропуху?  —  удивился Женя.  —  (51)А что это такое?
   —  (52)То-то,  —  сказал Мишка и кивнул мне:  —  (53)Пошли отсюда!

(По В. Козлову)*
  1Ропуха  —  жаба (укр.).

* Козлов Вильям Фёдорович  —  современный российский писатель, автор около пятидесяти книг для детей и взрослых, в том числе сборника рассказов «Валерка-председатель», повестей «Волосы Вероники», «Юрка Гусь» и др.

2. Выполняем задания

1. Замените просторечное слово «сроду» в предложении 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «штучки» (предложение 13).
а) необычные вещицы
б) мелкие предметы
в) явления
г) проделки
3. Какие из приведённых ниже предложений противопоставлены в тексте по содержанию предложению 49: «А ты… видел когда-нибудь ропуху?  –  спросил он»?
а) –  (31)  А что такое Орион? –  (32)  Такую чепуху не знает…  –  сказал Мишка.  –  (33) Звезда какая-то…
б) –  (46)  Остров,  –  опять поправил мальчишка.  –  (47)  От Америки он отделяется проливом.
в) –  (41)  А какой породы Орион?  –  снова спросила Наташка.
г) –  (52)  То-то,  –  сказал Мишка и кивнул мне:  –  (53) Пошли отсюда!
4. Среди предложений 11 – 15 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
5. Среди предложений 8  –  14 найдите предложение с обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
6. Выпишите грамматическую основу предложения 9.
7. Среди предложений 8 – 13 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
8. Среди предложений 13  –  20 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.
9. Замените словосочетание «жестяную банку» (предложение 8), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
10. Укажите количество грамматических основ в предложении 35. Ответ запишите цифрой.
11. Из предложений 22  –  23 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
12. Из предложений 1 – 4 выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от её значения.
13. Из предложений 8–11 выпишите слово, написание которого определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».
14. Укажите фрагмент текста, в котором средством выразительности речи является ирония.
а) –  А собака у него  –  с телёнка.
    –  С лошадь,  –  сказал Мишка.
    –  Со слона,  –  поддакнул я.
б) Как только мы остановились у калитки, собака подошла и, встав на задние лапы, просунула между жердинами чёрный нос, обнюхивая Мишкину голову.
в) Дверь распахнулась, и на пороге показался высокий мальчишка в куртке на блестящей молнии.
    –  Орион!  –  сказал мальчишка.  –  (25) Ко мне!
г) –  Он кусается?  –  спросила Наташка.
   Мальчишка улыбнулся.
    –  Погладь,  –  разрешил он.
15. Как характеризует Наташку информация,  заключённая  в  предложениях 11 – 12?
а) Наташка — насмешливая, уверенная в себе девочка, способная на решительные поступки.
б) Наташка — настоящая фантазёрка, любящая всё безмерно преувеличивать.
в) Наташка  —  презирает своих товарищей, и поэтому ведёт себя довольно своенравно.
г) Наташка уверена в своих знаниях, она любит при случае показать их.
16. На какой вопрос в тексте нет ответа?
а) Почему рассказчик не стал возражать Наташке, когда та выбросила червей?
б) Что делает Женю интересным в Наташкиных глазах?
в) Почему Мишка вступает в словесный поединок с Наташкой и Женей?
г) Какая область знаний обычно интересует всех подростков?
17. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему можно утверждать, что рассказчик относится к Мишке как настоящий друг?»
а) –  (6)  С лошадь,  –  сказал Мишка.
    –  (7)  Со слона,  –  поддакнул я.
б) (12) Мы с Мишкой ахнули: этих червей мы, может, с полчаса копали у конюшни.
в) (13) Я бы показал Наташке за эти штучки, но из-за Мишки не стал.
г)  (52)  То-то,  –  сказал Мишка и кивнул мне:  –  (53) Пошли отсюда!
18. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочинённого предложения.
Но собака не стала откусывать,(1) она раскрыла красную пасть и оглушительно гавкнула.
Дверь распахнулась,(2) и на пороге показался высокий мальчишка в куртке на блестящей молнии.
–  Орион!  –  сказал мальчишка.  –  Ко мне!
Собака, (3) виляя хвостом, (4) подбежала к нему.
19. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Наташка взяла жестяную банку с червями и,(1) заглянув внутрь,(2) презрительно сказала:
—  Разве это черви? Вот у тёти Марьи на огороде…
И вывалила наших червей в глубоченную яму, (3) приготовленную для силоса. Мы с Мишкой ахнули: этих червей мы, (4) может, (5) с полчаса копали у конюшни.
20. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями предложения, связанными подчинительной связью.
Как только мы остановились у калитки,(1) собака подошла и,(2) встав на задние лапы,(3) просунула между жердинами чёрный нос,(4) обнюхивая Мишкину голову.


Ответы здесь

Анализ заданий здесь


Комментариев нет:

Отправить комментарий