1. Очень внимательно читаем текст
(1)Этой осенью я ночевал у деда Лариона на
Урженском озере. (2) Созвездия, холодные, как крупинки льда, плавали в воде.
(3) Утки зябли в зарослях и крякали всю ночь.
(4)Деду
не спалось. (5)Он поставил самовар
— от него окна в избе сразу
запотели. (6)В сенях мирно спал заяц, дедов любимец, и изредка во сне громко
стучал задней лапой по гнилой половице.
(7)Мы
пили чай ночью, дожидаясь нерешительного рассвета, и за чаем дед поведал мне
историю о зайце.
(8)В
августе дед пошёл охотиться на северный берег озера. (9) Леса стояли сухие, как
порох. (10)Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. (11)Дед выстрелил в него,
но промахнулся, и заяц удрал.
(12)Дед
огорчился и пошёл дальше. (13)Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов,
сильно тянуло гарью. (14)Поднялся ветер. (15)Дым густел —
стало трудно дышать.
(16)Дед
понял, что начался лесной пожар и огонь идёт прямо на него. (17)Ветер перешёл в
ураган. (18)Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью.
(19)Дед
побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже
слышен широкий гул и треск пламени.
(20)Смерть
настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил
заяц. (21)Он бежал медленно и волочил задние лапы. (22)Потом только дед
заметил, что они у зайца обгорели.
(23)Ларион
обрадовался зайцу, будто родному. (24)Дед, старый лесной житель, знал, что
звери гораздо лучше человека чуют, откуда идёт огонь, и всегда спасаются.
(25)Гибнут они только тогда, когда огонь их окружает.
(26)Дед
бежал за зайцем, плакал от страха и кричал: «(27) Погоди, милый, не беги так-то
шибко!»
(28)Заяц
вывел деда из огня. (29)Когда они выбежали из леса к озеру, то оба упали от
усталости. (30)Дед подобрал зайца и понёс домой. (31)У зайца были опалены
задние ноги и живот. (32)Дед вылечил его и оставил у себя.
— (33)Этот заяц, —
сказал дед, — спаситель мой: я ему жизнью обязанный. (34)Я,
можно сказать, благодарность ему оказывать должен, а ты говоришь —
бросить…
(35)Так
и живут вместе — старый дед Ларион, его внук Ванька да заяц с
рваным ухом.
(По К.Г Паустовскому)*
*Паустовский Константин
Георгиевич — русский советский писатель, публицист. Создал
много очерков, рассказов, повестей о природе, о внутреннем мире человека.
Написал серию книг о творчестве и о людях искусства: «Орест Кипренский», «Исаак
Левитан», «Тарас Шевченко» и др.
2. Выполняем задания
1. Замените разговорное слово УДРАЛ в предложении 11 стилистически
нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
2.
Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово ПОВЕДАЛ (предложение 7).
а) преподнёс
б) прокомментировал
в) рассказал
г) обсудил
3.
Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему, приняв зайца в семью,
дед Ларион и Ванька так и не дали ему имени?»
Это
говорит о том, что …
а) дед и внук понимали: заяц, как
лесное, а не домашнее животное, не будет откликаться на имя.
б) дед и внук не собирались долго
держать зайца у себя и хотели его выпустить на волю, как только он выздоровеет.
в) обитатели этого дома были
людьми необщительными и не только зайца, но даже друг друга не называли по
имени.
г) обитатели этого дома приютили
зайца, но относились к нему довольно равнодушно.
4.
В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено в
тексте содержанию первого?
а) (2) Созвездия, холодные, как
крупинки льда, плавали в воде. (3) Утки зябли в зарослях и крякали всю ночь.
б) (10) Деду попался зайчонок с
рваным левым ухом. (11) Дед выстрелил в него, но промахнулся, и заяц удрал.
в) (12) Дед огорчился
и пошёл дальше. (23)
Ларион обрадовался зайцу, будто родному.
г) (19) Дед
побежал по кочкам,
спотыкался, падал, дым
выедал ему глаза, а сзади
был уже слышен широкий
гул и треск
пламени. (29) Когда они выбежали
из леса к озеру, то оба упали от усталости.
5.
Среди предложений 9 — 13 найдите
предложение с обособленным уточняющим обстоятельством. Напишите номер этого
предложения.
6.
Среди предложений 1 — 5 найдите
сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
7.
Укажите количество грамматических основ в предложении 19. Напишите ответ цифрой.
8.
Среди предложений 23 — 27 найдите
предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
9.
Выпишите грамматическую основу
предложения 18.
10.
Среди предложений 16 — 20 найдите
сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого
предложения.
11.
Замените словосочетание ДЕДОВ ЛЮБИМЕЦ
в предложении 6, построенное на основе согласования, синонимичным
словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
12.
Из предложений 21 — 23 выпишите
слово с чередующейся безударной гласной в корне.
13.
В предложениях 33 — 35 найдите
слово, в котором правописание Н/НН определяется правилом правописания суффиксов
отглагольных прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида.
Выпишите найденное слово.
14.
Из предложений 6 — 7 выпишите
слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после
приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая
глухой согласный звук».
15.
В каком предложении средством речевой выразительности является метафора?
а) (13) Но вдруг затревожился: с юга, со стороны
Лопухов, сильно тянуло гарью.
б) (20) Смерть настигала деда, хватала его за
плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц.
в) (23) Ларион обрадовался зайцу, будто родному.
г) (26) Дед бежал за зайцем, плакал от страха и
кричал: «Погоди, милый, не беги так-то шибко!»
16.
Каково отношение автора к рассказанной дедом Ларионом истории?
а) Автор, как гость деда,
вынужден слушать все, даже самые невероятные, истории старого человека.
б) Автор считает, что подобные
истории занимательны, но несерьёзны и тратить время на них можно только за
чаем.
в) Автор осуждает деда за его
пристрастие к охоте, хотя и не высказывает это прямо, чтобы не обидеть хозяина.
г) Автор слушает дедову историю
про зайца с большим интересом и пониманием, разделяя отношение деда к животным.
17.
Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему старый дед Ларион, его
внук Ванька и заяц с рваным ухом «так и живут вместе»?»
а) Деду и его внуку было жаль
выгонять больного зайца, который из-за рваного уха плохо слышал.
б) Дед и его внук полюбили зайца,
который в трудную минуту спас деду жизнь, и заяц тоже привязался к вылечившим
его людям.
в) Дед и его внук приняли зайца в
свою семью, так как заяц был ещё совсем маленьким и остался один.
г) Дед и внук оставили у себя
зайца вместо собаки: ночью он спал в сенях и сторожил дом.
18.
Как характеризует деда Лариона
информация, заключённая в предложениях 23 — 26?
а) Дед Ларион —
человек слабый, и в трудную минуту он готов принять помощь даже от
зайца.
б) Дед Ларион —
человек, хорошо знающий лес и повадки лесных зверей и доверяющий им.
в) Дед Ларион —
человек нечуткий, однако он и сам вполне сознаёт этот свой недостаток.
г) Дед Ларион —
неудачливый охотник, неспособный догнать даже зайца.
19.
В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите
цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого
предложения.
Смерть настигала деда,(1) хватала
его за плечи,(2) и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. Он бежал
медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил,(3) что они у зайца
обгорели.
20.
В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите
цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводной конструкции.
Я,(1) можно сказать,(2) благодарность ему оказывать должен,(3) а ты
говоришь — бросить...
Так и живут вместе —
старый дед Ларион,(4) его внук
Ванька да заяц с рваным ухом.
21.
В
приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите
цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённого
предложения.
Леса стояли сухие,(1) как порох.
Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него,(2) но
промахнулся,(3) и заяц удрал.
Источник: ФИПИ Открытый банк заданий ГИА - 2014
Ответы здесь
Анализ заданий здесь
Анализ заданий здесь
Комментариев нет:
Отправить комментарий