1. Очень внимательно читаем текст
(1)Кинтель увидел маленькую скрипачку в
последний день августа, когда шагал на рынок за картошкой. (2)Сперва он услышал
музыку. (3)У забора заброшенной стройки полукольцом стояли ребята и взрослые,
человек пятнадцать. (4)А на фоне тёмных и рваных афиш играла на скрипке
девочка. (5)Одного с Кинтелем возраста.
(6)Она
была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки,
волосами. (7)Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво
смотрела мимо людей и водила смычком.
(8)У
ног девочки, в пыльных подорожниках, лежал скрипичный футляр, в откинутой
крышке его белел бумажный лист. (9)На нём крупно было написано:
(10)«Зарабатываю на скрипку».
(11)Наверно,
нынешняя скрипка у девочки была чужая. (12)Или не очень хорошая. (13)Но даже на
ней девочка играла восхитительно. (14)По крайней мере, Кинтеля печальная и
светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка —
тоже. (15)Кинтель смотрел на юную скрипачку, и сердце у него заходилось
в сладкой тоске. (16)Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и
в том, кто её играл, — в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в
задумчивых глазах и строгих бровях. (17)И ещё была в девочке доверчивая
беззащитность и одиночество. (18)А вокруг стояли люди. (19)Люди слушали
внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек.
(20)У
Кинтеля в кармане были лишь деньги, которые дал дед и которые можно было
тратить только на картошку. (21)А будь у него свои деньги — хоть
сто рублей! — он тут же выложил бы их в футляр, к ногам
девочки. (22)Хотя... посмел бы он? (23)Все сразу начали бы глядеть на него.
(24)И она посмотрела бы — на неловкого, стриженного арестантским
ёжиком, в мятой, узлом на пузе завязанной рубашке... (25)Он и так уже стоит
здесь, наверно, полчаса, поэтому все, конечно, догадались о его
заворожённости... (26)Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши
и щёки. (27)И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. (28)И долго ещё слышал
скрипку...
(По В. Крапивину)*
*Крапивин Владислав Петрович -
советский и российский детский писатель, автор книг о детях и для детей.
2. Выполняем задания
1.
Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «заворожённость» (предложение 25).
а) очарованность
б) колдовство
в) любовь
г) неподвижность
2. Замените слово «бумажек» в предложении 19 синонимом
официально-делового или научного стиля. Напишите этот синоним.
3.
Какое из приведённых ниже предложений противопоставлено в тексте по содержанию
предложению ( №
17): «И ещё была в девочке доверчивая
беззащитность и одиночество»?
а) (4) А на фоне тёмных и рваных
афиш играла на скрипке девочка.
б) (13) Но даже на ней девочка
играла восхитительно.
в) (18) А вокруг стояли люди.
г) (21) А будь у него свои
деньги —
хоть сто рублей! — он тут же выложил бы их в футляр, к ногам
девочки.
4.
Замените словосочетание «бумажный лист» (предложение 8), построенное на основе согласования,
синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся
словосочетание.
5.
Среди предложений 1 — 5 найдите
предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
6.
Укажите количество грамматических основ в предложении 1.
7.
Среди предложений 3 — 8 найдите
сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
8.
Среди предложений 7 — 11 найдите
предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.
9.
Выпишите грамматическую основу
предложения 11.
10.
Из предложений 17 — 18 выпишите
слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука,
обозначаемого следующей после приставки буквой.
11.
В предложениях 24 — 25 найдите
слово, в котором правописание НН
определяется правилом: «Если при прилагательном, образованном от глагола
несовершенного вида, есть зависимые слова, то это прилагательное переходит в
причастие и в его суффиксе пишется НН». Выпишите найденное причастие с
зависимым словом.
12.
Из предложений 6 — 7 выпишите
слово с чередующейся безударной гласной в корне.
13.
Из предложений 6 — 10 выпишите
слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука,
обозначаемого следующей после приставки буквой.
14.
Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 6: «Она была тоненькая, курносая, с
короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами».
а) метафора
б) сравнительный оборот
в) фразеологизм
г) термин
15.
Укажите предложение, в котором содержится метафора.
а) Она покачивалась на загорелых
ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.
б) По крайней мере, Кинтеля
печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка —
тоже.
в) Было что-то удивительно милое
в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, — в
быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях.
г) А будь у него свои деньги — хоть
сто рублей! — он тут же выложил бы их в футляр, к ногам
девочки.
16.
Как характеризует героя информация, заключённая в предложениях 20 — 21?
а) Кинтель был человеком
расчётливым, даже скуповатым.
б) Кинтель был ответственным,
рациональным человеком, но при этом был способен на душевные порывы.
в) Кинтель был не способен на
жертвы, хотя бы и небольшие.
г) Кинтель ценил материальное,
насущное значительно выше любого искусства.
17.
Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему героя сразу «взяла в
плен» маленькая скрипачка?»
а) Девочка, игравшая на скрипке,
была необыкновенно красива.
б) Девочка вызывала симпатию у
героя прежде всего тем, что умела сама зарабатывать деньги.
в) Девочка представлялась герою
беззащитной и в то же время самостоятельной, глубокой.
г) Девочка не обращала внимания
на героя, и это задевало его и пробуждало интерес к ней.
18.
Почему герой считал, что «девочка играла восхитительно»?
а) Девочка играла уверенно и
громко, хотя в руках у неё была чужая или плохая скрипка.
б) На героя повлияло то, что
многие останавливались послушать игру девочки.
в) За плохую игру люди не станут
платить деньги, а девочке набросали их немало.
г) Девочка умела вложить в
мелодию душу, как бы сливаясь с музыкой в единое целое.
19.
Как характеризует героя информация,
заключённая в предложениях 20 — 21?
а) Кинтель был человеком
рациональным и расчётливым, умеющим экономно тратить деньги.
б) Кинтель был ответственным,
трезвомыслящим человеком, но при этом был способен на душевные порывы.
в) Кинтель умел находить себе
удобное оправдание в затруднительной ситуации.
г) Кинтель слабо разбирался в
музыке и потому готов был заплатить за игру девочки большие деньги.
20.
На какой вопрос в тексте нет ответа?
а) Зачем девочка играла на
скрипке на улице?
б) Как отнеслись прохожие к игре
маленькой скрипачки?
в) Как рождаются классические
музыкальные произведения?
г) Как искусство может
воздействовать на человека?
21.
В каких предложениях содержится информация, необходимая для обоснования ответа
на вопрос:
«Почему герой считал, что «девочка играла восхитительно»?»
а) (3) У забора заброшенной
стройки полукольцом стояли ребята и взрослые, человек пятнадцать. (4) А на фоне
тёмных и рваных афиш играла на скрипке девочка.
б) (6) Она была тоненькая,
курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. (7) Она покачивалась на загорелых ногах,
как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.
в) (11) Наверно, нынешняя скрипка
у девочки была чужая. (12) Или не очень хорошая. (13) Но даже на ней девочка
играла восхитительно.
г) (16) Было что-то удивительно
милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, — в
быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях.
(17) И ещё была в девочке доверчивая беззащитность и одиночество.
22.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все
запятые. Выпишите цифры, обозначающие
запятые между частями сложносочинённого предложения.
По крайней мере,(1) Кинтеля
печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же,(2) и сама девочка —
тоже. Кинтель смотрел на юную скрипачку, (3) и сердце у него заходилось
в сладкой тоске.
23.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все
запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
И она посмотрела бы — на
неловкого,(1) стриженного арестантским ёжиком,(2) в мятой(3), узлом на пузе
завязанной рубашке... Он и так уже стоит здесь,(4) наверно,(5) полчаса,(6) поэтому все,(7) конечно, (8)
догадались о его заворожённости...
24.
В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все
запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями
сложноподчинённого предложения.
Кинтель попятился,(1)
чувствуя,(2) как наливаются теплотой уши и щёки. И пошёл, (3) пошёл, (4) не
решаясь оглянуться.
Источник: ФИПИ Открытый банк заданий ГИА - 2014
Ответы здесь
Анализ заданий здесь
Анализ заданий здесь
Комментариев нет:
Отправить комментарий