Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

понедельник, 19 мая 2014 г.

ГИА 2014. Вариант №142 (части А, В)

1. Очень внимательно читаем текст

      (1)В третью военную осень после уроков Анна Николаевна не отпустила нас по домам, а раздала узкие полоски бумаги, на которых под жирной фиолетовой печатью  –  всё честь по чести!  – было написано, что такой-то или такая-то действительно учится во втором классе девятой начальной школы.
     –  (2)Вот! (3)С этой! (4)Справкой!  –  разделяя слова, делая между ними паузы и, таким образом, не просто объясняя, а внушая, вдалбливая нам правило, которое требовалось запомнить, Анна Николаевна разъясняла и остальное.  –  (5)И письменным! (6)Поручительством! (7)Мамы! (8)Вы! (9)Пойдёте! (10)В детскую! (11)Библиотеку! (12)И запишетесь!
     (13)Детское ликование не остановить. (14)Да и не нужно его останавливать, потому что это ведь стихия. (15)Поэтому наша мудрая Анна Николаевна только улыбнулась, когда мы заорали на радостях, заколготились в своих партах, как в коробах, отошла в сторону, прислонилась к тёплой печке, прикрыла глаза и сложила руки калачиком.
     (16)Теперь самое время объяснить, отчего уж мы так возрадовались. (17)Дело в том, что все мы давно уже научились читать  –  соответственно возрасту, конечно же, запросто разделывались с тонкими, ещё довоенными, клееными-переклеенными книжечками, которые давала в классе Анна Николаевна, но вот в библиотеку нас не пускали, в библиотеку записывали почему-то лишь со второго класса. (18)А кому в детстве не хочется быть постарше? (19)Человек, который посещает библиотеку,  –  самостоятельный человек, и библиотека  –  заметный признак этой самостоятельности.
     (20)Постепенно мы утихли, угомонились, и Анна Николаевна снова стала объяснять.
     –  (21)В письменном! (22)Поручительстве! (23)Мама должна написать! (24)Что в случае! (25)Потери! (26)Книг! (27)Она! (28)Возместит! (29)Утрату! (30)В десятикратном! (31)Размере!
     –  (32)Теперь вы понимаете свою ответственность?  –  спросила она уже обыкновенным, спокойным голосом.
     (33)Можно было и не спрашивать. (34)Без всякого сомнения, штраф за потерянную книжку в десятикратном размере выглядел чудовищным наказанием. (35)Выходило, что книжки читать будем мы и терять, если доведётся, тоже будем их мы, а вот мамам придётся страдать из-за этого, будто мало им и так достаётся.
     (36)Да, мы росли в строгости военной поры. (37)Но мы жили, как живут люди всегда, только с детства знали: там-то и там-то есть строгая черта, и Анна Николаевна просто предупреждала об этой черте. (38)Внушала нам, второклассникам, важную истину, согласно которой и мал и стар зависимы друг от дружки, и коли ты забудешь об этом, забудешь о том, что книжку надо беречь, и потеряешь по рассеянности или ещё по какой другой, пусть даже уважительной причине, то маме твоей придётся отвечать за тебя, плакать, собирать по рублю деньги в десятикратном размере.
(39)Повздыхав, зарубив себе на носу жестокий размер ответственности и ещё одно правило, по которому мама должна прийти сама вместе с тобой, захватив при этом паспорт, мы вылетели на волю, снова ликуя и толкаясь.

(По А.А. Лиханову)*

∗ Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.)  –  писатель, журналист, председатель Российского детского фонда. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера. 

2. Выполняем задания 

1. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «чудовищным» (предложение 34).
а) странным
б) диким
в) безумным
г) страшным 
2. Замените разговорное слово «угомонились» в предложении 20 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
3. Укажите ошибочное суждение.
а) В слове ЕГО все согласные звуки глухие.
б) В слове ДЕТСТВО звуков меньше, чем букв.
в) В слове РАЗМЕР все согласные звуки имеют пару по твёрдости  –  мягкости.
г) В слове УТИХЛИ три слога.
4. Укажите количество грамматических основ в предложении 15. Ответ запишите цифрой.
5. Среди предложений 34 – 37 найдите сложное предложение с однородным и последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
6. Замените словосочетание «детское ликование» (предложение 13), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
7. Выпишите грамматическую основу предложения 13.
8. Среди предложений 36 – 39 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
9. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Повздыхав,(1) зарубив себе на носу жестокий размер ответственности и ещё одно правило,(2) по которому мама должна прийти сама вместе с тобой,(3) захватив при этом паспорт,(4) мы вылетели на волю,(5) снова ликуя и толкаясь.
10. Среди предложений 13 – 20 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
11. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
а) сложила
б) выглядел
в) терять
г) черта
12. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одна буква Н»?
а) действительно
б) написано
в) заметный
г) начальной
13. В каком слове правописание приставки определяется её значением  –  «приближение»?
а) возрадовались
б) прийти
в) прикрыла
г) написать
14. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.
Дело в том,(1) что все мы давно уже научились читать  –  соответственно возрасту,(2) конечно же,(3) запросто разделывались с тонкими,(4) ещё довоенными(5), клееными-переклеенными книжечками,(6) которые давала в классе Анна Николаевна,(7) но вот в библиотеку нас не пускали,(8) в библиотеку записывали почему-то лишь со второго класса.
15. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему второклассники так бурно отреагировали на разрешение записаться в библиотеку?»
а) Детское ликование не остановить. Да и не нужно его останавливать, потому что это ведь стихия.
б) Человек, который посещает библиотеку, –  самостоятельный человек, и библиотека  –  заметный признак этой самостоятельности.
в) Без всякого сомнения, штраф за потерянную книжку в десятикратном размере выглядел чудовищным наказанием.
г) Но мы жили, как живут люди всегда, только с детства знали: там-то и там-то есть строгая черта, и Анна Николаевна просто предупреждала об этой черте.
16. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
а) В третью военную осень после уроков Анна Николаевна не отпустила нас по домам, а раздала узкие полоски бумаги, на которых под жирной фиолетовой печатью  –  всё честь по чести!  –  было написано, что такой-то или такая-то действительно учится во втором классе девятой начальной школы.
б) Детское ликование не остановить. Да и не нужно его останавливать, потому что это ведь стихия.
в) –  Теперь вы понимаете свою ответственность?  –  спросила она уже обыкновенным, спокойным голосом.
г) Но мы жили, как живут люди всегда, только с детства знали: там-то и там-то есть строгая черта, и Анна Николаевна просто предупреждала об этой черте.


Ответы здесь

Анализ заданий здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий