Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

вторник, 15 февраля 2011 г.

Контрольно-тренировочные упражнения № 1 по теме "Знаки препинания в СБП"

 Из каждого задания выпишите:

- номера предложений, в которых на месте вопросительного знака нужно поставить тире;
- номера предложений, в которых на месте вопросительного знака нужно поставить запятую;
- номера предложений, в которых на месте вопросительного знака нужно поставить точку с запятой; 
- номера предложений, в которых на месте вопросительного знака нужно поставить двоеточие. 
1.
а) А день темнеет? низы синеют, и трава седой росой в лугах блестит. (Бун.)
б) Таких примеров много в мире? не любит узнавать никто себя в сатире. (Кр.)
в) Гром не грянет ? мужик не перекрестится. (Посл.)
г) До полуночи снуют туда-сюда моторки, будоража водную гладь ? купаются отдыхающие, жгут костры.
2.
а) Покончив с перемётами, Егор попросил причалить к берегу ? взяв с кормы телогрейку и плащ,  он распорядился , чтобы Наташа ехала домой. (Крут.)
б) В нескольких шагах от меня захрустели чьи-то шаги ? затрещал блок и стукнула дверь. (Стан.)
в) Волков бояться ? в лес не ходить. (Посл.)
д) Не по душе была Пухову семейная заварихинская жадность ? день торопились прожить, точно чужой да краденый. (Леон.)
3.
а) Лягушка, на лугу увидевши вола, затеяла сама в дородстве с ним равняться ? она завистлива была.
б) Из возрастили в теплицах заботливо, их привезли из-за синих морей ? их не пугают метели холодные, бурные грозы и свежесть ночей. (Бун.)
в) Будет хорошая погода ? экскурсия состоится. (Посл.)
г) Пулей пробита степная тетрадь ? стёрло землёю последнюю дату. (Долм.)
4.
а) Давно я дознавался ? почему зябликов зябликами зовут?
б) Какой-то муравей был силы непомерной, какой не слыхано и в древни времена ? он даже (говорит его историк верный) мог поднимать больших ячменных два зерна. (Кр.)
в) Разговоры стихли ? все усердно заработали вёслами. (Зад.)
г) Хочешь увидеть ? стань невидимым. (Сладк.)
5.
а) Ростепель держалась до Михайлова дня ? потом двинул мороз, вывалил снег, день ото дня мороз крепчал. (Шол.)
б) Его не хвалили ? так он сам себя начал хвалить. (Дост.)
в) Аксинья жила в Ягодном по-прежнему ? в хуторе о ней слышали мало, а она в хутор не заглядывала: не тянуло, знать. (Шол.) 
г) Радость рождает силы ? всё становится просто, всё легко. (Сладк.)
6.
а) Топором стукнешь ? топор отскакивает. (Посл.)
б) Шелестели у крыльца листья рябинки ? поезда шумели за домами. (Крап.)
в) Жизнь от пелён ему улыбалась ? мать лелеяла и баловала его, как балуют единственное чадо, нянька всё пела ему над колыбелью.... (Гонч.)
г) За бортом поднимались чёрные волны ? в них дробились и трепетали столбы света с высоких мостов. (Толстой)
7.
а) Зазвучали голоса птиц ? запорхали бабочки. (Сладк.)
б) Римский же тем временем сделал следующее ? аккуратно сложил все полученные телеграммы в пачку, пачку вложил в конверт, заклеил его... (Булг.)
в) Аннинька, взявши голову в обе руки, облокотилась на стол и задумалась ? Порфирий Владимирович сидел напротив, молчаливый и печальный. (С.-Щ.)
г) Пройдёт ещё лет сто или двести ? мир будет ошеломлён небывалым ростом этой удивительной державы. (Пик.) 
8.
а) Тихо качались кусты ? по хвоям щёлкали распевшиеся шишки. (Ес.)
б) Через десять минут он захрапел, но я не мог заснуть ? передо мною во мраке всё вертелся мальчик с белыми глазами. (Л.)
в) Назвался груздем ? полезай в кузов. (Посл.)
г) Овцы заблеяли, лошади заржали ? крик гусей и торговок понёсся снова по всему табору. (Гоголь)
9.
а) Вдруг вижу ? бригадир машет мне рукой, подзывает. (Крут.)
б) Зазеленели дубы и островерхие пихты ? вековые липы, развесив свои кудрявые кроны, закрывали всё небо. (Крут.)
в) Светлеют сумерки седые ? зарёй окрасились снега. (Тат.)
г) Глядь ? краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. (Гоголь)
10. 
а) Я уселся в задок, рядом со жюаном для воды ? тут же, на вязанке сена, белел узелок с едой. (Крут.)
б) Ромашки спят с открытыми глазами ? не шелохнутся ивы над рекой. (Тат.)
в) Не пускать Веру из дому ? значит, обречь на заключение, то есть унизить, оскорбить её, посягнув на её свободу. (Гонч.)
г) Притаившись, я соображал ? пороть - значит расшивать платья, отданные в краску, а сечь и бить - одно и то же. (М.Г.)


Ответы вы можете найти здесь


Литература:  
1. Войлова К.А. Справочник-практикум по русскому языку. /К.А.Войлова, Н.Г.Гольцова. - М.: Дрофа, 2007.
2. Селезнёва Л.Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритмы и упражнения: учебное пособие / Л.Б.Селезнёва. - М.: Дрофа, 2006.


Комментариев нет:

Отправить комментарий