Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

воскресенье, 22 апреля 2012 г.

ГИА. С2.2. Как написать сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста. Практикум №4

I.Прочитайте внимательно текст.
    (1)И с того самого дня, как сыну передалось моё давнее увлечение марками, и у меня кончилась спокойная жизнь. (2)Я снова стал вести существование дикого охотника за марками... (3)Я выменивал, выклянчивал, покупал, нервничал...
        (4)- Ну что ты волнуешься? (5)У мальчика это возрастная болезнь вроде кори. (6)Переломный этап в психике. (7)Это пройдёт! - убеждала меня жена.
          (8)Пройдёт...
(9)Святое материнское заблуждение!
(10)Если бы она знала, что из заначек, которые теперь значительно превышали мои былые дофилателистические потребности, можно было бы купить ей давно обещанную шубку, она не говорила бы так легкомысленно...
 (11)Филителистические бури продолжали расшатывать корпус нашего семейного корабля и вызывали всё усиливающуюся финансовую течь. (12)И во всём были виноваты марки!
(13)В конце концов я смирился: они заставляли нас с сыном нырять в разные словари и справочники, каждый раз позволяли чувствовать себя первооткрывателями. (14)Мне уже мерещилась мировая известность моего выдающегося собирателя... 
(15)-Ну-с, брат, - обратился я как-то к сыну после вечернего чая, в блаженном предвкушении потирая руки. (16)- Мне удалось выцарапать две прелюбопытнейшие марочки Британской Гвианы. (17)Доставай-ка свой альбомчик...
(18)-Понимаешь, папа... - сын посмотрел на меня распахнутыми до дна глазами. (19)- Я давно хотел тебе сказать... (20) У меня нет альбома... (21)-Потерял?! - всхлипнул я и в предынфарктном  состоянии опустился на диван-кровать.
(22)Ну что ты, папочка! - снисходительно пожал плечами сын, видимо, несколько шокированный такой вопиющей глупостью родителя. (23)-Просто у меня сейчас его нет.
(24)-Ага... - радостная догадка осенила меня. (25)-Ты на время дал посмотреть его своему товарищу? (26)Молодец! (27)А далеко он живёт, этот твой товарищ?!
(28)-Папа... (29)Это мальчик, у которого парализованы обе ноги, над ним шефствует наша школа. (30)Он не может ходить, понимаешь, - совсем не может! (31)Никуда не может ездить. (32)Разве в его коляске далеко уедешь? (33)Я подарил ему свой альбом... (34)Ты не будешь очень на меня сердиться, а, пап? (35)Я ведь могу пойти и в музей, и на стадион, и в кино, и потом, попозже, съездить в другие страны...
(36)А ты не жалеешь о своём альбоме? - безжалостно спросил я. (37)-Только честно?
(38)-Да, папа, жалею... (39)Сначала - очень жалел, а теперь - чуть-чуть... (40)Видишь ли, он так обрадовался, что даже заплакал. (41)Понимаешь, не кричал, не смеялся, а заплакал. (42)Неужели от радости тоже можно плакать? (43)А, пап? (44)И мне теперь очень-очень хорошо...  (45)Так ты не сердишься?
(46)Ну что я мог сказать? (47)У него в руках был целый мир - он щедро подарил его другому. (48)Это был мой сын, и он стал взрослым. (49)Поэтому я не обнял его и не поцеловал, как раньше, а только молча протянул ему руку.
(50)И мы обменялись крепким понимающим рукопожатием... 
(По Л.Куклину)
 

/ Текст взят из следующего интернет-источника /
     II.Прочитайте внимательно задание С2.2

          С2.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл последней фразы текста: «У него в руках был целый мир - он щедро подарил его другому».

       Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.
             Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
             Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
             Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
  
    III.Готовим рабочие материалы
1)Обратим внимание на то, что пишем мы сочинение-рассуждение. Значит, нужно обязательно вспомнить, каково его построение, т.е. композицию, алгоритм его написания.  Сочинение-рассуждение состоит из трёх частей: тезис - аргументы - вывод. Тезис - это та фраза, которая предложена вам в тексте задания.При написании первой части сочинения можно использовать следующие клише:  я думаю, я считаю, по-моему, по моему мнению, на мой взгляд, мне представляется.  Аргументы - доказательства, которые нужно привести в подтверждение  или, наоборот,в опровержение высказанной мысли - номера предложений или номера исходного текста. Использовать можно вводные слова так как, потому что, ведь, например, во-первых, во-вторых. Вывод - обобщение всего того, что вы высказали в аргументах, вывод аналогичен тезису, перекликается с ним. Начать вывод вы можете со слов таким образом, следовательно, итак, значит.
2)Чётко представим себе, что именно нужно написать в каждой части сочинения по данному тексту.
     а)В первой части нужно выдвинуть тезис, т.е. объяснить, как мы понимаем смысл следующей фразы: "У него в руках был целый мир, и он подарил его другому". Нам нужно объяснить что это за "целый мир", как мальчик мог держать его "в руках" и как можно подарить его "другому". В руках у мальчика был альбом с марками, которые и в материальном плане, и в интеллектуальном дорогОго стоили.
   б)Приводим аргументы по выдвинутому нами тезису, опираясь на текст. Почему этот альбом с марками был довольно дорогим и почему его сравнивают с "целым миром"? Да потому на деньги от продажи даже небольшого количества редких марок из этого альбома можно было не только маме шубку купить, но и отправиться путешествовать по всем странам(10). Приобретая марки, сын с отцом не только радовались покупке, но и открывали для себя "целый мир" новых знаний, потому что
приобретённые марки "заставляли" их "с сыном нырять в разные словари, каждый раз позволяли чувствовать себя" настоящими  "первооткрывателями"(13). Каждая новая марка - это своеобразное виртуальное путешествие в неизведанные места земного шара.
  в) Итак, именно этот огромный мир подарил наш главный герой мальчику с парализованными ногами, который сам не мог сходить ни в кино, ни на стадион, ни в музей. Теперь и он сможет путешествовать, не выходя из комнаты, а самое главное, перед ним открылся мир, в котором есть сострадание, доброта, великодушие. Более ценного подарка не придумаешь.

     III.Приступаем к написанию сочинения-рассуждения
 Предлагаю Вашему вниманию сочинение-рассуждение по данному тексту.
 

 Кто не собирал собственную коллекцию марок, тому никогда не понять, насколько это увлекательно. Рассказывая о собственном сыне, автор говорит: "У него в руках был целый мир, и он подарил его другому". На мой взгляд,  в руках у мальчика был альбом с марками, которые и в материальном плане, и в интеллектуальном дорогого стоили.
     Почему же этот альбом с марками был довольно дорогим и почему автор сравнивают его с "целым миром"? Во-первых,  потому что на деньги от продажи даже небольшого количества редких марок из этого альбома можно было не только маме шубку купить, но и отправиться путешествовать по всем странам(10). Во-вторых, приобретая марки, сын с отцом не только радовались покупке, но и открывали для себя "целый мир" новых знаний, потому что
  марки "заставляли" их "с сыном нырять в разные словари, каждый раз позволяли чувствовать себя" настоящими  "первооткрывателями"(13).
    Следовательно,  главный герой подарил  мальчику-инвалиду, который сам не мог сходить ни в кино, ни на стадион, ни в музей, не альбом, а "целый мир". Мир, в котором всегда есть место состраданию, доброте, великодушию.


V.Анализ написанного сочинения-рассуждения.

Для проверки написанного нами сочинения обратимся к критериям оценки сочинения-рассуждения


Похожие статьи 

1.Практикум №1 по написанию сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста
2.Практикум №2 по написанию сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста

3.Практикум №3 по написанию сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста

Комментариев нет:

Отправить комментарий