Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

воскресенье, 20 марта 2011 г.

Антитеза

     Антитеза (греч. antithesis - противоположение) - стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путём резкого противопоставления понятий, мыслей, образов. Где стол был яств, там гроб стоит. (Державин). 
     Антитеза как стилистический приём часто строится на антонимах и широко распространена в народном поэтическом творчестве, например в пословицах: Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет; Ученье - свет, а неученье - тьма; Мягко стелет, да жёстко спать.
    
Классические примеры антитезы даёт русская художественная литература: Ты богат, я очень беден. Ты прозаик, я поэт. Ты румян, как маков цвет, // я, как смерть, и тощ, и бледен. (Пушкин); Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ, // И вы, мундиры голубые, и ты, послушный им народ. (Лермонтов); Я вижу печальные очи, я слышу весёлую речь. (А.К.Т.)

     Антитеза бывает простой (одночленной) - У сильного всегда бессильный виноват. (И.А.Крылов) и сложной (многочленной) - И ненавидим мы, и любим мы случайно, // Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, // И царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь горит в крови. (Лермонтов) В сложную антитезу может быть вовлечено несколько антонимических пар.
     Обращение к антонимам отражает важные особенности мировоззрения и слога писателя. М.Ю.Лермонтов, стремясь к выразительности, афористической отточенности речи, нередко вводил в текст антонимы в процессе авторедактирования, предпочитая контрастные слова нейтральным. Например: - Что до меня касается, то я убеждён только в одном... - сказал доктор [Вернер], - (...) что рано или поздно, в одно прекрасное утро я умру. -Я богаче вас, - сказал я [Печорин]: - у меня, кроме этого, есть ещё убеждение, - именно то, что я в один прегадкий вечер имел несчастие родиться. В черновом автографе Лермонтова это противопоставление ещё не имело такой остроты: там выпадал один из элементов антитезы - Печорин повторял Вернера в один прекрасный вечер.
     Антонимы способствуют раскрытию противоречивой сущности предметов, явлений [Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь (Некрасов); То серьёзный, то потешный, нипочём, что дождь, что снег, - он идёт, святой и грешный, русский чудо-человек. (Твардовский)
     Часто обращаются к антитезе публицисты (Нет на войне промежуточных тонов, бледных красок, всё доведено до конца - великое и презренное, чёрное и белое. - Эренбург). Употребление антонимов придаёт публицистической речи яркую экспрессию. Так, А.Н.Толстой писал в годы Великой Отечественной войны: Наша земля немало поглотила полчищ наезжавших на неё насильников. На западе возникали империи и гибли. Из великих становились малыми, из богатых нищими. Наша родина ширилась и крепла, и никакая вражья сила не могла пошатнуть её.
     По принципу антитезы построены многие заглавия произведений ["Война и мир" (Толстой); "Дни и ночи", "Живые и мёртвые" (Симонов)].


Источники:
1) Голуб И.Б. Стилистика русского языка. - М.: Рольф, 2001.
2) По материалам "Словаря-справочника лингвистических терминов" Д.Э.Розенталя и М.А.Теленковой 

Комментариев нет:

Отправить комментарий