Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

воскресенье, 20 марта 2011 г.

Анафора

Анафора (греч. anaphora - вынесение вверх) - стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка).
  • Повторение одних и тех же сочетаний звуков:         
            Гро
    зой снесённые мосты,

            Гроба с размытого кладбища.  (Пушкин)
  • Повторение одних и тех же морфем или частей сложных слов:
            ... Черноглазую девицу,

            Черно
    гривого коня!
         (Лермонтов)   
  • Повторение одних и тех же слов:
           Не напрасно дули ветры,
              Не напрасно шла гроза.    (Есенин)
  • Повторение одних и тех же синтаксических конструкций:
           Брожу ли я вдоль улиц шумных,
              Вхожу ль во многолюдный храм,
              Сижу ль меж юношей безумных,
              Я предаюсь своим мечтам.   (Пушкин)
     Анафора широко используется при построении периода, члены которого (предложения, входящие в состав повышения или понижения) начинаются одними и теми же служебными словами. Например: Мало того, что осуждена я на такую страшную участь; мало того что перед концом своим должна видеть, как станут умирать в невыразимых муках отец и мать, для спасения которых двадцать раз готова была отдать жизнь свою, - мало всего этого: нужно, чтобы перед концом своим мне довелось увидеть и услышать слова и любовь, какой не видала я.  (Гоголь)
     Анафорический - указывающий на предшествующее слово, отсылающий к ранее сказанному. Анафорические местоимения он (она, оно, они), субстантивированные тот (та, то, те) и др. Особую стилистическую роль играет анафорическое личное местоимение 3-го лица, когда оно используется для усиления, подчёркивания предшествующего существительного - подлежащего. Такое плеонастическое употребление анафорического местоимения встречается, с одной стороны, в высоком стиле, ораторской речи, поэтическом языке, например: Твой милый образ, незабвенный, он предо мной везде, всегда... (Тютчев). Слёзы унижения, они были едки. (Федин); с другой стороны - в разговорной речи, в просторечии, например: Дьявол - он самый хвастун. (Л.Толстой); Девочки - они аккуратно носят вещи. (Коптяева).


Источники:  
1) Голуб И.Б. Стилистика русского языка. - М.: Рольф, 2001.
2) По материалам "Словаря-справочника лингвистических терминов" Д.Э.Розенталя и М.А.Теленковой 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий