Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

понедельник, 28 мая 2012 г.

Чтобы успешно сдать ЕГЭ по русскому, нужно быть начитанным

Выпускникам российских школ 31 мая предстоит сдавать ЕГЭ по русскому языку. Это, наряду с математикой, обязательный экзамен: получив неудовлетворительную оценку, можно остаться без аттестата. О том, как наиболее плодотворно потратить оставшееся до экзамена время, в интервью РИА Новости рассказывает преподаватель русского языка факультета довузовской подготовки Высшей школы экономики Екатерина Шумских.

- Екатерина Александровна, до экзамена по русскому языку осталось меньше недели. Что можно сделать за это время, чтобы получить балл повыше? На что обратить внимание на последнем этапе подготовки?

- Если человек не занимался на протяжении последнего года, сейчас уже ничего не сделать. Тем же, кто занимался, но хотел бы улучшить свои результаты и почувствовать себя на экзамене увереннее, я бы дала простой совет: выполнить несколько вариантов ЕГЭ и понять свои ошибки. После этого еще раз повторить материал, который, судя по допущенным ошибкам, был недостаточно хорошо усвоен. Практически всем найдется, что повторить, - кто-то что-то пропустил, кто-то что-то не понял, кто-то что-то не прочитал...

- Какие задания наиболее проблематичны для наших школьников?

- Даже те ребята, кто в целом занимается хорошо, сталкиваются с проблемами при написании творческой работы - части С. Я часто отмечаю у наших слушателей (а результаты последнего диагностического теста - 80 и более баллов), например, речевые огрехи, по сути ошибки - когда человек не свободен в употреблении синонимов: скажем, много раз повторяет слово «автор» в граничащих предложениях, называет героя исключительно «он» или «герой» и тому подобное. В работах встречаются также грамматические ошибки - неправильное употребление деепричастных и причастных оборотов, придаточных предложений, а за это, естественно, снижаются баллы.

На мой взгляд, подобное связано и с тем, что сейчас в школах мало пишут сочинений. Раньше по каждому литературному произведению из школьной программы, писали, по крайней мере, одно сочинение, чаще два или три. Сейчас учителя предпочитают давать задания в форме тестов и рефератов, отсюда и проблемы с письменной речью у школьников.

Другая проблема - для успешного написания творческой части ЕГЭ необходимо знать основные литературные произведения школьной программы. К сожалению, не все школьники достаточно начитанны. Особенно это касается русской литературы XX века. Ведь современные дети, к сожалению, зарубежную литературу предпочитают отечественной, тогда как на экзамене лучше ссылаться на русских и советских классиков. В оставшееся время советую прочитать хотя бы небольшие произведения, например: «Судьбу человека» Михаила Шолохова и что-нибудь из военной прозы Бориса Васильева, поэмы Александра Твардовского «Василий Теркин» и «По праву памяти». Конечно, тем, кто по каким-то причинам не читал пушкинской «Капитанской дочки» (такое тоже бывает), советую  прочесть, поскольку  это даст вам аргументы к текстам с разной проблематикой: культурно-исторической, духовно-нравственной, морально-этической.

- А что является наиболее затруднительным при написании частей A и B?

- Мне сложно говорить о российских школьниках в целом, но, скажем, мои слушатели на факультете довузовской подготовки задания части А обычно пишут хорошо, ведь они довольно простые, но иногда учащиеся сталкиваются с проблемами при выполнении поисковых заданий части B. Скажем, если нужно найти односоставные безличные или какие-то придаточные предложения, местоимения указанного разряда и прочее. Не берусь судить, с чем это может быть связано, но, думаю, это проблема достаточно общая.

- Какие пособия вы бы посоветовали школьникам?

- Это по-прежнему различные пособия Розенталя. В них есть всё, это своего рода классика. У наших слушателей были пособия для каждого модуля. Кроме того есть школьные учебники, целый ряд современных пособий и справочников по русскому языку с грифом Федерального института педагогических измерений. В целом сегодняшнему выпускнику, нормально учившемуся в школе и систематически готовившемуся к экзамену, самостоятельно восполнить какие-то небольшие пробелы не составит труда, к тому же и весь Интернет к его услугам.

А на экзамене советую быть собранными, работать без суеты, внимательно вчитываться в формулировки заданий, стараться думать и рассуждать, тщательно поработать с черновиком. И пусть всем повезёт с текстом для сочинения!  


Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий