Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

среда, 1 января 2014 г.

ГИА 2014. Вариант №35 (части А, В)

1. Читаем очень внимательно текст

   (1)Мама, когда я ещё не учился в школе, работала инженером и много чертила. (2)Чертежи были такие красивые, а её готовальня с блестящими штуками была такая необыкновенно притягательная, что я не мог пройти мимо. (3)Конечно, меня отлавливали, не пускали, но несколько чертежей я всё же испортил, какие-то циркули сломал.
   –  (4)Его явно тянет к точным наукам,  –  серьёзно говорила мама отцу.
   (5)В школе сразу стало ясно, что меня к точным наукам не тянет. (6)Я учился очень средне. (7)Мама говорила, что если я так продолжу, то стану грузчиком. (8)Выражение же лица отца в это время было таким, что я догадывался: он сомневается, что мама говорит правду.
   (9)Короче, профессия грузчика как перспективная мною никогда не рассматривалась.
   (10)Когда я учился в старших классах, родители преподавали в университете. (11)Мама вела термодинамику, а отец работал заведующим кафедрой на экономическом факультете.
   (12)Но алгебра, геометрия и физика по-прежнему были самыми тёмными для меня предметами. (13)Родители сами понимали, что по их стопам я не пойду, и даже не намекали на это.
   (14)Какие возможности у меня имелись? (15)Университет, институт культуры и, конечно же, медицинский.
   (16)Медицинский мне всегда нравился. (17)Во-первых, там преподавал мой любимый дядя. (18)Во-вторых, там учился мой троюродный брат, который мне тоже нравился. (19)Но как-то пугала так называемая анатомичка. (20)Я понимал: даже просто войти в здание, где она находится, я не смогу.
   (21)Тогда я стал ходить в институт культуры. (22)Слушал и смотрел выступления студенческого хора, концерты студентов эстрадного отделения, спектакли, поставленные и сыгранные студентами. (23)Конечно, я тогда плохо разбирался в этом, но мертвенную скуку и ужасающую безрадостность увиденного чувствовал. (24)3апах «анатомички», казалось, преследовал меня, он исходил там от всего: во всех выступлениях была видна ненужность происходящего. (25)Ненужность никому! (26)Ни выступающим, ни зрителям. (27)Это отсутствие надежды на радость заставило меня твёрдо отказаться от мысли поступить в институт культуры.
   (28)Но я хотел... (29)Не знаю, чего я хотел. (30)Ничего определённого.   (31)Мне хотелось быть студентом. (32)Хотелось учиться не очень трудно и не очень скучно... (33)Хотелось весёлой, интересной, настоящей жизни.   (34)Главное  –  настоящей, всем существом  –  жизни.
(По Е. Гришковцу)*

* Гришковец Евгений Валерьевич (род. в 1967 г.)  –  современный российский писатель, драматург, режиссёр, актёр, музыкант. Стал известен после того, как в 1999 г. был удостоен национальной театральной премии «Золотая маска». Является автором книг «Рубашка», «Реки», «Следы на мне», «Асфальт».

2. Выполняем задания
           
1.Укажите ошибочное суждение.
а) В слове ЦИРКУЛИ все согласные звуки имеют пару по твёрдости  –  мягкости.
б) В слове ДАЖЕ все согласные звуки имеют пару по глухости – звонкости.
в) В слове ЯВНО букв меньше, чем звуков.
г) В слове ЭТО два слога.
2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «явно» (предложение 4).
а) сильно
б) открыто
в) определённо
г) ясно 
3. Замените разговорное слово «штуками» в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
4. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово ПРЕСЛЕДОВАЛ (предложение 24).
а) следил
б) шёл по следу
в) донимал
г) притеснял
5. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему автор-рассказчик, говоря о матери, употребляет слово «мама», а об отце  –  не «папа», а «отец»?»
Такая форма наименования говорит здесь о том, что…
а) мать для автора-рассказчика воплощает в себе более тёплые, душевные семейные отношения, чем отец.
б) в семье автора-рассказчика было принято к отцу относиться с большим уважением, чем к матери.
в) родители по-разному относились к автору-рассказчику: мать баловала его, в то время как отец был с ним строг.
г) отец для автора-рассказчика был более значимым человеком, так как занимал более высокое служебное положение, чем мать.
6. В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено в тексте содержанию первого?
а) (3) Конечно, меня отлавливали, не пускали, но несколько чертежей я всё же испортил, какие-то циркули сломал.
–  (4) Его явно тянет к точным наукам,  –  серьёзно говорила мама отцу.
б)  (5) В школе сразу стало ясно, что меня к точным наукам не тянет. (9) Короче, профессия грузчика как перспективная мною никогда не рассматривалась.
в) (18) Во-вторых, там учился мой троюродный брат, который мне тоже нравился. (19) Но как-то пугала так называемая «анатомичка».
г) (23) Конечно, я тогда плохо разбирался в этом, но мертвенную скуку и ужасающую безрадостность увиденного чувствовал. (33) Хотелось весёлой, интересной, настоящей жизни.          
7. Среди предложений 1–7 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.       
8. Укажите количество грамматических основ в предложении 29. Ответ запишите цифрой.
9. Выпишите грамматическую основу предложения 32.
10. Замените словосочетание «студенческого хора» (предложение 22), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
11. Среди предложений 15–20 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
12. Среди предложений 23–27 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
13. Среди предложений 20 – 24 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
14. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах отымённых прилагательных -ЕНН-, -ОНН-/-ЁНН- пишется НН»?
а) поставленную
б) сыгранные
в) мертвенную
г) увиденного
15. В каком слове приставка пишется всегда одинаково, независимо от произношения?
а) испортил
б) сломал
в) возможности
г) безрадостность
16. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
а) притягательная
б) родители
в) блестящими
г) намекали
17. Из  предложений  18 – 20  выпишите  образованное(-ые) приставочно-суффиксальным способом наречие(-я),  в  котором ( - ых) правописание приставки зависит от суффикса.
18. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
а) Короче, профессия грузчика как перспективная мною никогда не рассматривалась.
б) Родители сами понимали, что по их стопам я не пойду, и даже не намекали на это.
в) Конечно, меня отлавливали, не пускали, но несколько чертежей я всё же испортил, какие-то циркули сломал.
г) Слушал и смотрел выступления студенческого хора, концерты студентов эстрадного отделения, спектакли, поставленные и сыгранные студентами.
19. В каком варианте ответа средством речевой выразительности является эпитет?
а) (9) Короче, профессия грузчика как перспективная мною никогда не рассматривалась.
б) (12) Но алгебра, геометрия и физика по-прежнему были самыми тёмными для меня предметами.
в) (17) Во-первых, там преподавал мой любимый дядя.
г) (22) Слушал и смотрел выступления студенческого хора, концерты студентов эстрадного отделения, спектакли, поставленные и сыгранные студентами.
20. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему автор-рассказчик в старших классах школы считал, что не пойдёт по стопам своих родителей?»
а) Он не чувствовал в себе способностей к тому, чем занимались его родители, – к точным наукам.
б) Он не был уверен в том, что родители помогут ему поступить в университет, где сами преподавали.
в) Он стремился быть самостоятельным и хотел доказать родителям, что способен на это.
г) Он собирался поступать в медицинский институт, потому что там преподавал его дядя.
21. Как мать относилась к будущему своего сына?
а) Постоянно преувеличивая способности и задатки сына, мать возлагала на него необоснованные надежды.
б) Мать всегда считала, что сын должен в будущем заниматься точными науками, как и она сама.
в) Мать с ранних лет внимательно следила за развитием сына и старалась разглядеть в нём склонности к той или иной области знаний.
г) Требуя от сына обязательных успехов в изучении школьных дисциплин, мать постоянно контролировала сферу его интересов.
22. Как характеризует автора-рассказчика информация, заключённая в предложениях 16 – 20?
а) Автор-рассказчик  –  робкий, нерешительный человек, которого пугает всё незнакомое, например «анатомичка».
б) Автор-рассказчик  –  впечатлительный и жизнелюбивый человек, которому неприятно всё, что связано со смертью, в частности «анатомичка».
в) Автор-рассказчик  –  поверхностный человек, неспособный по-настоящему разобраться в плюсах и минусах обучения в медицинском институте.
г) Автор-рассказчик  –  неуверенный в себе человек, который готов из-за любого препятствия отказаться от задуманного.
23. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Когда я учился в старших классах,(1) родители преподавали в университете. Мама вела термодинамику,(2) а отец работал заведующим кафедрой на экономическом факультете.
Но алгебра,(3) геометрия и физика по-прежнему были самыми тёмными для меня предметами. Родители сами понимали,(4) что по их стопам я не пойду,(5) и даже не намекали на это.
24. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.
Мама,(1) когда я ещё не учился в школе,(2) работала инженером и много чертила. Чертежи были такие красивые,(3) а её готовальня с блестящими штуками была такая необыкновенно притягательная,(4) что я не мог пройти мимо. Конечно,(5) меня отлавливали,(6) не пускали,(7) но несколько чертежей я всё же испортил,(8) какие-то циркули сломал.
25. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.
Выражение же лица отца в это время было таким, (1) что я догадывался: он сомневается,(2) что мама говорит правду.
Короче,(3) профессия грузчика как перспективная мною никогда не рассматривалась.
26. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями  сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Родители сами понимали,(1) что по их стопам я не пойду,(2) и даже не намекали на это. 
Какие возможности у меня имелись? Университет, (3) институт культуры и,(4) конечно же,(5) медицинский.


Ответы здесь

Анализ заданий здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий