Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

четверг, 2 января 2014 г.

ГИА 2014. Вариант №36 (части А, В)

1. Читаем очень внимательно текст

   (1)На рассвете мы с Лёнькой напились чаю и пошли на мшары искать глухарей. (2)Идти было скучно.
   – (3)Ты бы, Лёня, рассказал чего-нибудь повеселей.
   – (4)Чего рассказывать? – ответил Лёнька. – (5)Разве про старушек в нашей деревне. (6)Старушки эти – дочери знаменитейшего художника Пожалостина. (7)Академик он был, а вышел из наших пастушат, из сопливых. (8)Его гравюры висят в музеях в Париже, Лондоне и у нас в Рязани. (9)Небось видели?
   (10)Я вспомнил прекрасные, чуть пожелтевшие от времени гравюры на стенах своей комнаты в доме у двух хлопотливых старух. (11)Вспомнилось мне и первое, очень странное ощущение от гравюр. (12)То были портреты старомодных людей, и я никак не мог избавиться от их взглядов. (13)Толпа дам и мужчин в наглухо застёгнутых сюртуках, толпа семидесятых годов девятнадцатого столетия, смотрела на меня со стен с глубоким вниманием.
   – (14)Приходит как-то в сельсовет кузнец Егор, – продолжил Лёня. – (15)Нечем, говорит, чинить то, что требуется, потому давайте колокола снимать.
   (16)Встревает тут Федосья, баба из Пу́стыни: (17)«У Пожалостиных в доме старухи по медным доскам ходят. (18)Что-то на тех досках нацарапано – не пойму. (19)Эти доски и пригодятся».
   (20)Я пришёл к Пожалостиным, сказал, в чём дело, и попросил эти доски показать. (21)Старушка выносит доски, завёрнутые в чистый рушник. (22)Я взглянул и замер. (23)Мать честна́я, до чего тонкая работа, до чего твёрдо вырезано! (24)Особенно портрет Пугачёва – глядеть долго нельзя: кажется, с ним самим разговариваешь. (25)«Давайте мне доски на хранение, иначе их на гвозди переплавят», – говорю ей.
   (26)3аплакала она и говорит: (27)«Что вы! (28)Это народная ценность, я их ни за что не отдам».
   (29)В общем, спасли мы эти доски – отправили в Рязань, в музей.
   (30)Потом созвали собрание, чтобы меня судить за то, что доски спрятал.    (31)Я вышел и говорю: (32)«Не вы, а ваши дети поймут ценность этих гравюр, а труд чужой почитать надо. (33)Человек вышел из пастухов, десятки лет учился на чёрном хлебе и воде, в каждую доску столько труда вложено, бессонных ночей, мучений человеческих, таланта...»
   – (34)Таланта! – повторил Лёня громче. – (35)Это понимать надо! (36)Это беречь и ценить надо! (37)Ведь правда?
(По К.Г. Паустовскому)*

* Паустовский Константин Георгиевич (1892–1968 гг.) – русский писатель и публицист, мастер лирико-романтической прозы, автор произведений о природе, исторических повестей, художественных мемуаров.

2. Выполняем задания

1.Укажите ошибочное суждение.
а) В слове ЧАЮ два слога.
б) В слове ПАСТУШАТ все согласные звуки глухие.
в) В слове РУШНИК все согласные звуки имеют пару по твёрдости  –  мягкости.
г) В слове ЛЁНЯ буква Ё обозначает один звук.
 
2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «почитать» (предложение 32).
а) уважать
б) относиться с восторгом
в) обожать
г) относиться с подобострастием
 
3. Замените просторечное слово «небось» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
4. Замените просторечное слово НЕБОСЬ в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
5. В каком варианте ответа содержится смысловое противопоставление?
а) (12) То были портреты старомодных людей, и я никак не мог избавиться от их взглядов.
б)  (15) Нечем, говорит, чинить то, что требуется, потому давайте колокола снимать.
в) (25) «Давайте мне доски на хранение, иначе их на гвозди переплавят»,  —  говорю ей.
г) (32) «Не вы, а ваши дети поймут ценность этих гравюр, а труд чужой почитать надо.»
6. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово ПОЧИТАТЬ (предложение 32).
а) уважать
б) относиться с восторгом
в) обожать
г) относиться с подобострастием
7. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему автор называет главного героя и Лёней, и Лёнькой?»
Это говорит …
а) о юном возрасте героя и его приятельских отношениях с автором.
б) о покровительственном и снисходительном отношении автора к герою.
в) о том, что автор относится к герою то серьёзно, то как к весельчаку и балагуру.
г) о том, что автор относится к герою порой с сочувствием, а порой с недоверием.
8. Среди предложений 15–19 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
9. Замените словосочетание «бессонных ночей» (предложение 33), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
10. Среди предложений 10–15 найдите предложение с распространённым приложением. Напишите номер этого предложения.
11. Среди предложений 28–32 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
12. Укажите количество грамматических основ в предложении 33. Ответ запишите цифрой.
13. Выпишите грамматическую основу предложения 35.
14. Среди предложений 10 — 15 найдите предложение с обособленным  распространённым  приложением. Напишите номер этого предложения.
15. Среди предложений 15 — 19 найдите сложное предложение с бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.
16. Замените словосочетание БЕССОННЫХ НОЧЕЙ в предложении 33, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
17. Среди предложений 4 — 9 найдите предложение(-я) с однородными членами. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
18. Среди предложений 28 — 32 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
19. Выпишите грамматическую основу предложения 35.
20. Укажите количество грамматических основ в предложении 33.
21. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В наречии на -о(-е), образованном от прилагательного, пишется столько Н, сколько было в прилагательном, от которого оно образовано»?
а) нацарапано
б) вырезано
в) особенно
г) вложено
22. В каком слове правописание приставки определяется её значением  –  «приближение»?
а) пожелтевшие
б) приходит
в) пригодятся
г) переплавят
23. Укажите слово с не проверяемой ударением гласной в корне.
а) пастухов
б) повеселей
в) хлопотливых
г) гравюры
24. Из предложений 32 — 33 выпишите слово, в котором  правописание суффикса определяется правилом правописания краткой формы страдательных причастий прошедшего времени.
25. Из предложений 11 — 12 выпишите слова с не проверяемой ударением гласной в корне.
26. Из предложений 4 — 6 выпишите слово(-а), в котором(-ых) правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
27. В каком варианте ответа средством выразительности речи является просторечная лексика?
а) –  Ты бы, Лёня, рассказал чего-нибудь повеселей.
б) Встревает тут Федосья, баба из Пýстыни…
в) Эти доски и пригодятся.
г) Особенно портрет Пугачёва  –  глядеть долго нельзя: кажется, с ним самим разговариваешь.
28. В каком предложении средством речевой выразительности является просторечная лексика?
а) (3) Ты бы, Лёня, рассказал чего-нибудь повеселей.
б) (16) Встревает тут Федосья, баба из Пустыни…
в) (19) Эти доски и пригодятся.
г) (24) Особенно портрет Пугачёва  —  глядеть долго нельзя: кажется, с ним самим разговариваешь.
29. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему старушка не хотела отдавать Лёньке доски, называя их народной ценностью?»
а) Старушка считала, что должна быть вознаграждена за то, что сохранила гравюрные доски.
б) Старушка полагала, что гравюрные доски принадлежат только ей как представительнице народа.
в) Старушка понимала художественную ценность досок, воспринимая творчество отца как настоящее искусство.
г) Старушка не хотела отдавать гравюрные доски Лёньке, так как считала его ненадёжным человеком.
30. Каково отношение Лёньки к художнику Пожалостину?
а) Лёнька рассказывает о художнике просто от скуки, не видя ничего особенного в его судьбе.
б) Лёнька считает Пожалостина образцом для подражания, так как тоже мечтает стать академиком.
в) Лёнька гордится талантом своего знаменитого соотечественника и уважает его трудолюбие.
г) Лёнька любит повеселиться и видит в художнике и его судьбе хороший повод для этого.
31. Как характеризует автора-рассказчика информация, заключённая в предложениях 10 — 13?
а) Автор-рассказчик  —  человек аккуратный, любящий во всём порядок, и его раздражает то, что прекрасные гравюры, хранящиеся в плохих условиях, пожелтели.
б) Автор-рассказчик  —  человек, способный по достоинству оценить мастерство художника, создавшего гравюры, на которых изображённые люди оживали.
в) Автор-рассказчик  —  современный человек передовых взглядов, и старомодные гравюры его угнетают.
г) Автор-рассказчик  —  человек, наделённый слишком живым воображением, мешающим ему в жизни.
32. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему старушка не хотела отдавать Лёньке доски, называя их «народной ценностью»?»
а) Старушка считала, что должна быть вознаграждена за то, что сохранила творчество отца для потомков.
б) Старушка понимала художественную ценность досок, воспринимая творчество отца как настоящее искусство.
в) Старушка полагала, что гравюрные доски принадлежат только ей, как представительнице народа.
г) Старушка не хотела отдавать гравюрные доски Лёньке, так как считала его ненадёжным человеком.
33. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
–  Приходит как-то в сельсовет кузнец Егор,(1)  –  продолжил Лёня.
–  Нечем,(2) говорит,(3) чинить то,(4) что требуется,(5) потому давайте колокола снимать.
34. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Я пришёл к Пожалостиным,(1) сказал,(2) в чём дело,(3) и попросил эти доски показать. Старушка выносит доски,(4) завёрнутые в чистый рушник.
35. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения.
Я  пришёл  к  Пожалостиным,(1)  сказал,(2)  в  чём  дело,(3)  и попросил эти доски показать. Старушка выносит доски,(4) завёрнутые в чистый рушник.
36. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями  сложносочинённого предложения.
Я вспомнил прекрасные,(1) чуть пожелтевшие от времени гравюры на стенах своей комнаты в доме у двух хлопотливых старух. Вспомнилось мне и первое,(2) очень странное ощущение от гравюр. То были портреты старомодных людей,(3) и я никак не мог избавиться от их взглядов.
37. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обращении.
     Ты бы,(1) Лёня,(2) рассказал чего-нибудь повеселей.
   —  Чего рассказывать?    ответил Лёнька.    Разве про старушек в нашей деревне. Старушки эти    дочери знаменитейшего художника Пожалостина. Академик он был,(3) а вышел из наших пастушат, (4) из сопливых.


Ответы здесь

Анализ заданий здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий