Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

суббота, 25 января 2014 г.

ГИА 2014. Вариант №46 (части А, В)

1. Читаем очень внимательно текст

   (1) Как назвать одним словом то, что представляла собой в 70-е годы ХХ века Оптина Пустынь  –  одно из святых мест России? (2) Обломки. (3) Всюду остатки красной кирпичной стены, обтаявшие  башни древнего монастыря; Владимирская церковь исчезла совсем. (4) Растаяла. (5) От церкви Марии Египетской фактически остался бесформенный остов, обрастающий кустами неприхотливой бузины…
   (6) Невольно думается о том, что понятие Родины не слагается из умозрительных рассуждений. (7) Родина складывается из конкретных и зримых вещей, окружающих нас в повседневной жизни: изб, деревень, песен,   живописных и архитектурных красот.
   (8) Нельзя любить географическую карту, но можно любить родник и тропинку, тихое озеро и родной дом, друзей и родных, учителей и наставников, памятники архитектуры и народные сказки... (9) Да, из любви к конкретным вещам складывается любовь к Родине.  (10) Если эта любовь озарена глубоким интересом к истории, то это определяет  культуру человека. (11) Будем же действовать, собирая по крохам, по камешку всё, что можно любить и что в целом будет составлять нашу любовь к России, к её истории, культуре...
   (12) Когда мы шли по Оптиной Пустыни, я всё думал, что бы такое   унести отсюда на память как частичку прошлого. (13) Хотя бы  старинный кованый гвоздь, осколок лампады, уголок изразца  –  мало ли что можно подобрать на святой земле. (14) Лежала бы эта вещь на столе, а я бы знал, что это из Оптиной Пустыни, ощущал бы дыхание прошлого и испытывал укор совести за то, что не научились мы пока беречь культурные ценности…
   (15) Я неожиданно споткнулся обо что-то, и неловкое движение ноги выковырнуло из земли... (16) Увы, это не что-то такое, что несёт примету времени и рук человеческих, а довольно крупный (с мужской кулак), почти правильной прямоугольной формы,  жёлтый, гладкий камень.
   …(17) Он и сейчас лежит у меня на столе. (18) Лежит как напоминание о том, что разорённые памятники старины ждут нашего внимания    и просят о помощи.
(По В. Солоухину)

2. Выполняем задания

1. В каком слове букв больше, чем звуков?
а) слагается
б) тихое
в) составлять
г) собираясь
2. В каком слове букв меньше, чем звуков?
а) думаешь
б) несёт
в) растаяла
г) беречь
3. Какие имена прилагательные являются синонимами слова умозрительный (предложение  №   6)?
а) абстрактный, отвлечённый         
б) аргументированный, доказательный
в) проницательный, умный
г) машинальный, безотчётный
4. Каково значение слова НЕПРИХОТЛИВЫЙ  (предложение  №  5)?
а) непривлекательный, вялый
б) нетребовательный, довольствующийся малым
в) неукротимый, неуправляемый
г) легко переносящий жизненные трудности
5. Какая  мысль противоречит содержанию прочитанного текста?
а) Разорённые памятники старины вызывают щемящее чувство стыда за варварское отношение к культуре.
б) В начале прошлого века Оптина Пустынь представляла собой разорённое место.
в) Любовь к Родине  складывается из любви к конкретным вещам,  окружающим человека в обыденной жизни.  
г) Любовь к Родине проявляется не в словах, а в действиях и поступках человека.
6. Какая мысль противоречит содержанию прочитанного текста?
а) Разорённые памятники старины требуют повышенного внимания и бережного ухода.
б) В 70 годы XX века Оптина Пустынь была одним из самых ухоженных уголков России.
в) Любовь к Родине выражается прежде всего в ответственности за сохранение её прошлого.
г) Основой культуры человека является его любовь к истории страны, бережное отношение к окружающему.


Ответы здесь

Анализ заданий здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий