Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

понедельник, 23 апреля 2012 г.

ГИА. С2.2. Как написать сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста. Практикум №3

    I.Прочитайте внимательно текст.
      (1)Однажды осенью я ехал из Москвы в Ленинград. (2)Моим попутчиком оказался маленький человек с узенькими, но очень живыми глазами. (3)Человек этот вёз большой ящик с масляными красками и рулоны холста. (4)Нетрудно было догадаться, что это художник.
    (5)Мы разговорились. (6)Мой попутчик рассказал, что едет под город Тихвин, где у него приятель-лесник, будет жить у него и писать осень.
          - (7)А почему же вы забираетесь так далеко, под Тихвин? - спросил я.
- (8)Там у меня облюбовано одно место, - доверительно ответил художник. - Всем местам место! (9)Такого второго нигде не найдёте. (10)Чистый осиновый лес. (11)Кое-где попадаются редкие ели. (12)Осина даёт такой нарядный убор, как ни одно дерево. (13)Лист у неё чистой раскраски. (14)Пурпурный, лимонный, лиловый и даже чёрный с золотом. (15)Под солнцем получается великолепный костёр. (16)Поработаю там до зимы, а зимой подамся на берег Финского залива, за Ленинград. (17)Там, вы знаете, самый лучший иней в России. (18)Нигде я такого инея не видел.
- (19)А вы составьте 
путеводитель для художников, где что писать, - сказал я, конечно шутя.
- (20)А что выдумаете! - серьёзно ответил художник. - Составить нетрудно, но только нет смысла.
(21)Все набьются в одно место, а сейчас каждый ищет себе красоту в отдельности.(22)А это не в пример лучше.
- (23)Почему?
- (24)Разнообразнее раскрывается страна. (25)На русской земле столько прелести, что всем художникам, которые на ней живут, хватит её на тысячи лет.(26)Но знаете, - добавил он с тревогой, - что-то человек начал уж затаптывать и разорять землю.
(27)А ведь красота земная - вещь священная, это великая вещь в нашей социальной жизни. (28)Это одна из наших конечных целей. (29)Не знаю, как вы, но я в этом убеждён. (30)Без понимания красоты земли какой же может быть передовой человек.

( По К.Паустовскому)



/ Текст взят из следующего источника: Егораева Г.Т. Государственная итоговая аттестация 9-й класс. Русский язык. Тренировочные тестовые задания /Г.Т.Егораева, Е.Л.Ерохина, Т.И.Козлова. - М.: Издательство "Экзамен", 2010/

     II.Прочитайте внимательно задание С2.2

          С2.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл последней фразы текста: «А ведь красота земная - вещь священная. это великая вещь в нашей социальной жизни. Это одна из наших конечных целей».

       Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.
            
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
            
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
             Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



            III.Готовим рабочие материалы 
1)Обратим внимание на то, что пишем мы сочинение-рассуждение. Значит, нужно обязательно вспомнить, каково его построение, т.е. композицию, алгоритм его написания.  Сочинение-рассуждение состоит из трёх частей: тезис - аргументы - вывод. Более подробно можно посмотреть на по адресу.
2)Чётко представим себе, что именно нужно написать в каждой части сочинения по данному тексту. 
 а)В первой части нужно выдвинуть тезис, т.е. объяснить, как мы понимаем смысл следующей фразы: "А красота земная - вещь священная, это великая вещь в нашей социальной жизни. Это одна из наших конечных целей". Прежде чем мы подберём материал к первой части, попробуем заглянуть в толковый словарь С.И.Ожегова и дать лексическое толкование некоторым словам из приведённой выше фразы. Священная - чрезвычайно почётная и исключительная по важности. Социальная - общественная, относящаяся к жизни людей и их отношениям в обществе.
  б)Приводим аргументы по выдвинутому нами тезису, опираясь на текст. Согласны ли мы с автором приведённой выше фразы. Да, конечно, согласны. Почему? Во-первых, потому что "красота земная" заставляет по-другому взглянуть на окружающий мир,увидеть его не глазами, а сердцем (13, 14, 15). Во-вторых, человек в ответе за эту красоту перед потомками, он не имеет права "затаптывать и разорять землю", иначе какой же он "передовой человек"(26, 30) -  аргументы.
в) Беречь красоту земную, не губить, а преумножать её - это и есть наша "конечная цель", чрезвычайно почётная и исключительная по важности миссия человека. Только тогда мы построим достойное будущее для своих детей и внуков. Таков вывод.

     IV.Приступаем к написанию сочинения-рассуждения.
Предлагаю вашему вниманию сочинение-рассуждение по данному тексту.
         Я абсолютно согласен со словами, сказанными художником: "А красота земная - вещь священная, это великая вещь в нашей социальной жизни. Это одна из наших конечных целей". 
       Во-первых,  потому что "красота земная" заставляет даже самого обычного человека по-другому взглянуть на окружающий его мир, увидеть его не глазами, а сердцем (13,14,15). "На русской земле столько прелести, что всем художникам, которые на ней живут, хватит её на тысячи лет" (25).
       Во-вторых, человек в ответе за эту "красоту земную" перед потомками, он не имеет права "затаптывать и разорять землю", иначе какой же он "передовой человек"(26, 30). 
        Следовательно, беречь красоту земную, не губить, а преумножать её - это и есть наша "конечная цель", чрезвычайно почётная и исключительная по важности миссия человека. Только тогда мы построим достойное будущее для своих детей и внуков.


    V.Анализ написанного сочинения-рассуждения.

Для проверки написанного нами сочинения обратимся к критериям оценки сочинения-рассуждения


Похожие статьи 
1.Практикум №1 по написанию сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста
2.Практикум №2 по написанию сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста 

3.Практикум №4 по написанию сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста

2 комментария:

  1. Анонимный14.11.2012, 11:25

    Хорошее сочинение,правда есть один минус-мало слов.Нам задали сочинение размер которого должен быть 130 слов

    ОтветитьУдалить
  2. По нормативам, которые указаны в демоверсии ГИА-2013, суммарный объём изложения и сочинения должен составлять не менее 140 слов, т.е. объём сочинения не менее 70 слов, остальное - изложение сжатое.
    По своему опыту работы в комиссии по проверке экзаменационных сочинений/изложений считаю, что нужно примерно придерживаться этой цифры: 70-90 - сочинение, 70-90 - изложение. Чем больше объём работы, тем большее количество ошибок и пунктуационных, и орфографических делает экзаменуемый.

    ОтветитьУдалить