Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

вторник, 28 января 2014 г.

ГИА 2014. Вариант №49 (части А, В)

1. Читаем очень внимательно текст

   (1)Однажды в детстве отец сильно наказал меня. (2)Этот случай я запомнил на всю жизнь особенно крепко.
   (3)Утром я вышел из дома как будто в школу, а на самом деле свернул в переулок, а потом в другой, и до школы в этот день я не дошёл. (4)С уличными мальчишками я до вечера играл в стукалку. (5)У меня было немного мелких монет, на эти-то деньги я и играл, позабыв всё на свете. (6)Деньги, конечно, вскоре кончились, я стал напряжённо думать, где бы достать ещё, и придумал. (7)Я стал обходить все дома в ауле1, рассказывая, что завтра приезжают артисты и мне поручили собирать для них деньги.
   (8)Обойдя аул, я подсчитал выручку и понял, что можно продолжать игру. (9)Но и этих несчастных денег не хватило надолго. (10)К тому же во время игры приходилось ползать по земле на коленях, и за целый день мои штаны продрались насквозь, а колени исцарапались.
   (11)Между тем дома меня хватились. (12)Старшие братья пошли искать меня по всему аулу.
   (13)И вот я предстал перед судом отца. (14)Больше всего на свете я боялся этого суда. (15)Отец оглядел меня с головы до ног.
   –  (16)Расскажи-ка, где ты порвал штаны.
   –  (17)В школе... зацепил за гвоздь...
   –  (18)Когда?
   –  (19)Сегодня.
   (20)Отец пристально посмотрел мне в глаза и медленно, с расстановкой произнёс:
   –  (21)Если сейчас же не расскажешь всё, как было, я строго накажу тебя.
    (22)Страх перед наказанием оказался сильнее страха перед правдой, и я во всём признался, рассказав о своих злоключениях по порядку, начиная с утра.
   (23)Три дня я ходил сам не свой. (24)На третий день отец усадил меня рядом, погладил по голове, потом неожиданно спросил:
   –  (25)Ты знаешь, за что я тебя хотел наказать?
   –  (26)За то, что играл на деньги.
   –  (27)Играть на деньги нельзя. Но не за это.
   –  (28)За порванные штаны.
   –  (29)Нет, и не за штаны. (30)Кто из нас не рвал в детстве своих штанов или рубашек?
   –  (31)За то, что не пошёл в школу.
   –  (32)Конечно, это большая твоя ошибка: с неё начались все твои несчастья в этот день. (33)Наказать же я хотел тебя, мой сын, за твою ложь. (34)Ложь  –  это не ошибка, не случайность; лживость  это черта характера, которая может укорениться. (35)Это страшный сорняк на поле твоей души: если его вовремя не вырвать с корнем, он заполонит всё поле так, что негде будет прорасти доброму семени. (36)На свете нет ничего страшнее лжи. (37)С этого часа ты будешь говорить только правду. (38)Иди.
   (39)Я пошёл, мысленно дав себе клятву никогда не лгать.

1Аул  –  горное селение.
 (По Р. Гамзатову)*

*Гамзатов Расул  Гамзатович (1923 – 2003)  –  знаменитый дагестанский поэт, писатель, публицист. Его произведения переведены на многие языки  мира.

2. Выполняем задания

1. Укажите ошибочное суждение.
а) В слове НЕСЧАСТНЫХ  согласная Т обозначает непроизносимый звук.
б) В слове ВСКОРЕ первый звук  –  [ф].
в) В слове СЛУЧАЙНОСТЬ  мягкость согласного [т’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак) .
г) В слове БРАТЬЯ звуков меньше, чем букв.
2. Замените книжное слово «предстать» в предложении 13 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
3. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «крепко» (предложение 2).
а) очень строго
б) значительно
в) стойко
г) хорошо
4. Укажите количество грамматических основ в предложении 21. Ответ запишите цифрой.
5. Выпишите грамматическую основу предложения 11.
6. Среди предложений 32 – 36 найдите сложные предложения с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номера этих предложений.
7. Среди предложений 3 – 7 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.
8. Среди предложений 3 – 7 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
9. Замените словосочетание «суд отца» (предложение 13), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
10. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
а) прорасти
б) напряжённо
в) оглядел
г) исцарапались
11. В каком слове правописание приставки определяется её значением  –  «приближение»?
а) переулок
б) приезжают
в) придумал
г) обходить
12. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В наречии на -о(-е), образованном от прилагательного, пишется столько Н, сколько было в слове, от которого оно образовано».
а) порванные
б) страшный
в) мысленно
г) случайность
13. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
а) (7) Я стал обходить все дома в ауле1, рассказывая, что завтра приезжают артисты и мне поручили собирать для них деньги.
б) (8) Обойдя аул, я подсчитал выручку и понял, что можно продолжать игру.
в) (9)Но и этих несчастных денег не хватило надолго.
г) (23) Три дня я ходил сам не свой.
14. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Что автор произведения запомнил «крепко» на всю жизнь?»
а) Что нельзя играть на деньги.
б) Что нельзя прогуливать школу.
в) Что нельзя рвать одежду.
г) Что нельзя лгать.
15. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Деньги,(1) конечно,(2) вскоре кончились,(3) я стал напряжённо думать,(4) где бы достать ещё,(5) и придумал.
16. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Обойдя аул,(1) я подсчитал выручку и понял,(2) что можно продолжать игру. Но и этих несчастных денег не хватило надолго. К тому же во время игры приходилось ползать по земле на коленях,(3) и за целый день мои штаны продрались насквозь,(4) а колени исцарапались.


Ответы здесь

Анализ заданий здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий