Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

суббота, 8 февраля 2014 г.

ГИА 2014. Вариант №54 (части А, В)

1. Читаем очень внимательно текст

   (1)Однажды вечером я сидел во дворе и ждал маму. (2)Она задерживалась.
   (3)И вот уже стали зажигаться в окнах огоньки. (4)Мне захотелось есть. (5)А мамы всё не было.
   (6)И в это время во двор вышел Мишка. (7)Он сел справа от меня и взял в руки мой самосвал.
   –  (8) Ого!  –  сказал Мишка.  –  (9)Где достал? (10)Дашь мне его домой?
   (11)Я сказал:
   –  (12) Нет, не дам: это подарок.
   (13)Мишка надулся и отодвинулся от меня. (14)На дворе стало ещё темнее, а мама всё не шла. (15)Тут Мишка говорит:
   –  (16)Не дашь, значит, самосвал?
   (17)И протянул мне коробку от спичек. (18)Я взял её, открыл и сначала  ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зелёный огонёк, как будто я держал сейчас в руках крошечную звёздочку.
   –  (19)Что это такое, Мишка?
   –  (20)Это светлячок. (21)Хорош?
   –  (22)Мишка,  –  шёпотом сказал я,  –  бери насовсем мой самосвал, а мне отдай эту звёздочку, я её домой возьму...
   (23)Мишка схватил мой самосвал и убежал. (24)А я остался со своим светлячком, глядел на него и никак не мог наглядеться: какой он зелёный, словно в сказке, как он хоть и близко, на ладони, а светит, словно издали... (25)И я слышал, как стучит моё сердце. (26)И я не мог ровно дышать, и хотелось плакать.
   (27)Я долго так сидел, начисто забыв про всех на белом свете.
   (28)Но тут пришла мама, и я очень обрадовался, и мы пошли домой. (29)А когда стали пить чай и я совсем успокоился, то сказал:
   –  (30)Я, мама, променял свой самосвал. (31)На светлячка! (32)Вот он, в коробочке живёт. (33)Погаси-ка свет!
   (34)В комнате стало темно, и мы стали вдвоём смотреть на бледно-зелёную звёздочку.
  –  (35)Это волшебство!  –  сказала мама.  –  (36)Но как ты решился отдать свой самосвал за этого червячка?
   –  (37)Да как же ты не понимаешь?! (38)Я так долго ждал тебя, и мне было так скучно, а этот светлячок оказался лучше любого самосвала на свете. (39)Ведь он живой! (40)И светится!..
(По В.Ю. Драгунскому)*

* Виктор Юзефович Драгунский (1913 – 1972)  –  писатель-прозаик, автор рассказов для детей.

2. Выполняем задания

1. Укажите ошибочное суждение.
а) В слове ОДНАЖДЫ все согласные звуки звонкие.
б) В слове СПИЧЕК все согласные звуки имеют пару по твёрдости и мягкости.
в) В слове ОГОНЬКИ мягкость согласного [н’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак) .
г) В слове СЕРДЦЕ звуков меньше, чем букв.
2. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему, говоря о соседском мальчике, рассказчик называет его не Мишей или Михаилом, а Мишкой?»
Такая форма имени говорит о том, что …
а) герой-рассказчик и этот мальчик  —  ребята примерно одного возраста, приятели.
б) герой-рассказчик намного старше этого мальчика, поэтому относится к нему свысока.
в) герой-рассказчик и этот мальчик принадлежат к конкурирующим группам ребят, живущим в окрестностях одного двора.
г) герой-рассказчик и этот мальчик  —  соседи, которые никак не могут поладить между собой.
3. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «звёздочку»  (предложение 20).
а) светящийся в темноте предмет, похожий на звезду
б) светящееся ночью небесное тело
в) фигура с треугольными выступами по окружности
г) что-либо известное, знаменитое 
4. В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?
а) (4) И в это время во двор вышел Мишка. (5) Он сел рядом и взял в руки мой самосвал.
б) (11) Мишка надулся и отодвинулся от меня. (12) На дворе стало ещё темнее, а мама всё не шла.
в) (21) Мишка схватил мой самосвал и убежал. (22) А я остался со своим светлячком, глядел на него и никак не мог наглядеться: какой он зелёный, словно в сказке, и как он хоть и близко, на ладони, а светит, словно издалека...
г) (26) Но тут пришла мама, и я очень обрадовался, и мы пошли домой. (27) А когда стали пить чай и я совсем успокоился, то сказал…      
5. Замените слово СПЕРВА в предложении 16 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. 6. Замените просторечное слово «начисто» в предложении 27 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.        
7. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «надулся» (предложение 13).
а) увеличился в объёме
б) напился воды
в) обидевшись, нахмурился
г) раздул щёки
8. Выпишите грамматическую основу предложения 31.
9. Среди предложений 1 — 5 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
10. Укажите количество грамматических основ в предложении 3.
11. Среди предложений 28–34 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
12. Укажите количество грамматических основ в предложении 38. Ответ запишите цифрой.
13. Среди предложений 8–18 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
14. Замените словосочетание «коробка от спичек» (предложение 17), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
15. Среди предложений 23 – 27 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
16. Выпишите грамматическую основу предложения 4.
17. Из предложения 22 выпишите наречие, которое образовано приставочно-суффиксальным способом и в котором  правописание суффикса зависит от приставки.
18. Из предложений 21 — 22 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от ударения.
19. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
а) зажигаться
б) протянул
в) променял
г) держал
20. В каком слове правописание приставки зависит от ударения?
а) издали
б) ничего
в) схватил
г) пришла
21. В каком слове правописание суффикса наречия не зависит от приставки?
а) справа (предложение 7)
б) сначала (предложение 18)
в) издали (предложение 24)
г) начисто (предложение 27)
22. В каком варианте ответа указано средство выразительности речи, использованное в предложении 27: «Я долго так сидел, начисто забыв про всех на белом свете»?
а) сравнительный оборот
б) метафора
в) олицетворение
г) фразеологизм
23. Почему герою-рассказчику «хотелось плакать», глядя на светлячка?
а) Герою-рассказчику при более близком рассмотрении не понравился светлячок.
б) Герой-рассказчик  —  плаксивый от природы мальчик, не умеющий сдерживать свои эмоции.
в) Герой-рассказчик глубоко переживал красоту живого чуда  —  светлячка.
г) Герою-рассказчику было жаль светлячка, которого поместили в тесный коробок.
24. Как характеризует маму героя-рассказчика информация, заключённая в предложениях 33 — 34?
а) Мама героя экономна и бережлива, поэтому считает, что отдавать дорогие игрушки нельзя, и не одобряет поступка сына.
б) Мама героя  —  равнодушный к красоте человек, поэтому она не видит разницы между игрушкой и светлячком.
в) Мама героя требовательна и строга, поэтому она раздосадована непослушанием сына.
г) Мама героя  —  человек тонкой души: она умеет чувствовать прекрасное и понимает сердечные порывы сына.
25. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему мальчик, глядя на своего светлячка, забыл "про всех на белом свете"?»
а) Мальчик был разочарован обменом и сожалел о том, что променял на светлячка игрушечный самосвал.
б) Мальчик был заворожён сиянием светлячка, которое утешило его в этот одинокий вечер.
в) Мальчик коллекционировал насекомых, поэтому с увлечением рассматривал своё приобретение.
г) Мальчик хотел понять, почему светлячок излучает свет, поэтому внимательно изучал насекомое.
26. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), которая(-ые) обозначает(-ют) в сложном предложении запятую(-ые) между частями, соединёнными подчинительной связью.
Я взял её,(1) открыл и сперва ничего не увидел,(2) а потом увидел маленький светло-зелёный  огонёк, (3) как  будто  я держал сейчас в руках крошечную звёздочку.
—  Что это такое,(4) Мишка?
27. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.
Но тут пришла мама,(1) и я очень обрадовался,(2) и мы пошли домой.  А когда стали пить чай и я совсем успокоился,(3) то сказал:
  —  Я,(4) мама,(5) променял свой самосвал.
28. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
А я остался со своим светлячком,(1) глядел на него и никак не мог наглядеться: какой он зелёный,(2) словно в сказке,(3) как он хоть и близко,(4) на ладони,(5) а светит,(6) словно издали... И я слышал,(7) как стучит моё сердце. И я не мог ровно дышать,(8) и хотелось плакать.
29. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Тут Мишка говорит:
–  Не дашь,(1) значит,(2) самосвал?
И протянул мне коробку от спичек. Я взял её,(3) открыл и сначала  ничего не увидел,(4) а потом увидел маленький светло-зелёный огонёк,(5) как будто я держал сейчас в руках крошечную звёздочку.
  Что это такое,(6) Мишка?


Ответы здесь

Анализ заданий здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий