Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

понедельник, 24 февраля 2014 г.

ГИА 2014. Вариант №60 (части А, В)

1. Читаем очень внимательно текст

   (1)Город кончался, и вскоре показалось море.
   (2)Оно было мелким и плоским. (3)Волны не обрушивались на низкий берег, а тихо и неторопливо наползали на песок и так же медленно и беззвучно откатывались, оставляя на песке белую каёмку пены.
   (4)Коста шёл по берегу, наклоняясь вперёд  –  против ветра.     (5)Неожиданно на самой кромке берега возникла собака.
   (6)Она стояла неподвижно, в странном оцепенении, большеголовая, с острыми лопатками, с опущенным хвостом. (7)Её взгляд был устремлён в море. (8)Она ждала кого-то.
   (9)Коста подошёл к собаке и погладил её по свалявшейся шерсти.
   (10)Собака едва заметно шевельнула хвостом. (11)Мальчик присел на корточки и разложил перед ней хлеб и остатки своего обеда, завёрнутого в газету,  –  собака не оживилась, не выказала никакого интереса к пище. (12)Коста стал её поглаживать и уговаривать:
   –  (13)Ну поешь... (14)Ну поешь немного...
   (15)Собака посмотрела на него большими впалыми глазами и снова обратила взгляд к морю.
   (16)Коста взял кусок хлеба и поднёс ко рту собаки. (17)Та вздохнула глубоко и громко, как человек, и принялась медленно жевать хлеб.
   (18)Она ела без всякого интереса, как будто была сыта или привыкла к лучшей пище, чем хлеб, холодная каша и кусок жилистого мяса из супа...   (19)Она ела для того, чтобы не умереть. (20)Она ждала кого-то с моря, и ей нужно было жить.
   (21)…Когда всё было съедено, Коста сказал:
   –  (22)Идём. (23)Погуляем.
   (24)Собака снова посмотрела на мальчика и послушно зашагала рядом.   (25)У неё были тяжёлые лапы и неторопливая, полная достоинства львиная походка.
   (26)В море переливались нефтяные разводы, будто где-то за горизонтом произошла катастрофа, рухнула радуга и её обломки прибило к берегу.
   (27)Мальчик и собака шли не спеша, и Коста говорил собаке:
   –  (28)Ты хороший... (29)Ты верный... (30)Пойдём со мной. (31)Он никогда не вернётся. (32)Он погиб.
   (33)Собака не отрывала глаз от моря и в который раз не верила Косте. (34)Она ждала.
   –  (35)Что же мне с тобой делать?  –  спросил мальчик.  –  (36)Нельзя же жить одной на берегу моря. (37)Когда-нибудь надо уйти.
   (38)Коста оглянулся и увидел Женечку.
   –  (39)Что же с ней делать?  –  растерянно спросила она Косту.
   –  (40)Она не пойдёт,  –  сказал мальчик.  –  (41)Она никогда, наверное, не поверит, что хозяин погиб...
   (42)Женечка подошла к собаке. (43)Собака глухо зарычала, но не залаяла, не бросилась на неё.
   –  (44)Я ей сделал дом из старой лодки. (45)Подкармливаю. (46)Она очень тощая...
   (47)Пройдя ещё несколько шагов, он сказал:
   –  (48)Собаки всегда ждут. (49)Даже погибших... (50)Собакам надо помогать.
   (51)Море потускнело и стало как бы меньше размером. (52)Погасшее небо плотнее прижалось к сонным волнам. (53)Коста и Женечка проводили собаку до её бессменного поста, где неподалёку от воды лежала перевёрнутая лодка, подпёртая чурбаком, чтобы под неё можно было забраться. (54)Собака подошла к воде, села на песок и снова застыла в своём вечном ожидании...
(По Ю. Яковлеву)*

*Яковлев Юрий Яковлевич (1923 – 1996)  –  писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.

2. Выполняем задания

1. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «тяжёлые» (предложение 25).
а) имеющие большой вес
б) доставляющие беспокойство
в) требующие больших усилий
г) полные мучений
 
2. Замените разговорное слово «выказать» в предложении 11 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
3. Замените словосочетание «нефтяные разводы» (предложение 26), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
4. Выпишите грамматическую основу предложения 37.
5. Среди предложений 3 – 5 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.
6. Среди предложений 6 – 11 найдите предложения с обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номера этих предложений.
7. Укажите количество грамматических основ в предложении 26. Ответ запишите цифрой.
8. Среди предложений 10 – 17 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
9. Среди предложений 41 – 54 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
10. Из предложения 11 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
11. Из предложений 1 – 3 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует звонкий согласный, то на конце её пишется З».
12. Из предложений 5 – 8 выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется одно Н».
13. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
а) Погасшее небо плотнее прижалось к сонным волнам.
б) Коста шёл по берегу, наклоняясь вперёд  –  против ветра.
в) Собака посмотрела на него большими впалыми глазами и снова обратила взгляд к морю.
г) Собака глухо зарычала, но не залаяла, не бросилась на неё.
14. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему собака не уходила с берега моря?»
а) Коста сделал ей дом из старой лодки.
б) Коста часто приходил на берег моря, чтобы покормить собаку.
в) Собака преданно ждала на берегу моря хозяина.
г) Собака кусалась, и её выгнал хозяин.
15. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
—  Она не пойдёт,(1)  —  сказал мальчик.  —  Она никогда,(2) наверное,(3) не поверит,(4) что хозяин погиб... Женечка подошла к собаке. Собака глухо зарычала,(5) но не залаяла,(6) не бросилась на неё.
16. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Она ела без всякого интереса,(1) как будто была сыта или привыкла к лучшей пище,(2) чем хлеб,(3) холодная каша и кусок жилистого мяса из супа... Она ела для того,(4) чтобы не умереть. Она ждала кого-то с моря,(5) и ей нужно было жить.
17. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Коста и Женечка проводили собаку до её бессменного поста,(1) где неподалёку от воды лежала перевёрнутая лодка,(2) подпёртая чурбаком,(3) чтобы под неё можно было забраться. Собака подошла к воде,(4)села на песок и снова застыла в своём вечном ожидании…


Ответы здесь

Анализ заданий здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий