Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

вторник, 25 февраля 2014 г.

ГИА 2014. Вариант №61 (части А, В)

1. Читаем очень внимательно текст

   (1)Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, морщил нос и широко разевал рот! (2)Потом энергично тряс головой  –  разгонял сон  –  и снова глядел на доску. (3)А через несколько минут снова зевал.
   –  (4)Почему ты зеваешь?!  –  раздражённо спрашивала Женечка  –  так за глаза ребята звали свою учительницу Евгению Ивановну  –  маленькую, худенькую, с длинными волосами, собранными на макушке конским хвостом.
   (5)Она была уверена, что он зевает от скуки. (6)Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником.
   (7)Однажды он принёс в класс несколько тонких прутиков и поставил их в банку с водой. (8)И все посмеивались над прутиками, кто-то даже пытался подмести ими пол, как веником. (9)Он отнял и снова поставил в воду. (10)И каждый день менял воду.
   (11)Но однажды веник зацвёл. (12)Прутики покрылись маленькими светло-лиловыми цветами, похожими на фиалки, прорезались светло-зелёные листочки. (13)А за окном ещё поблёскивали кристаллики уходящего последнего снега.
   (14)Все толпились у окна, стараясь почувствовать тонкий сладковатый аромат, и интересовались, что за растение, почему оно цветёт.
   –  (15)Багульник!  –  буркнул он и пошёл прочь.
   (16)Люди недоверчиво относятся к молчальникам. (17)Никто не знает, что у них на уме: плохое или хорошее. (18)На всякий случай думают, что плохое. (19)Учителя тоже не любят молчальников: хотя они и тихо сидят на уроке, зато у доски каждое слово приходится вытягивать из них клещами.
   (20)Когда багульник зацвёл, все забыли, что Коста молчальник.   (21)Подумали, что он волшебник.
   (22)И Евгения Ивановна стала присматриваться к нему с нескрываемым любопытством.
   (23)Женечка обратила внимание, что звонок с последнего урока  –  для Косты сигнальная ракета. (24)Он вскакивал с места и сломя голову выбегал из класса, хватал пальто и, на ходу попадая в рукава, скрывался за школьной дверью. (25)Куда он мчался? (26)В свою загадочную жизнь, о которой никто, видимо, не имел представления.
   (27)Его видели на улице с собакой, огненно-рыжей. (28)Но через некоторое время его встречали с другой собакой, боксёром. (29)А позднее он вёл на поводке чёрную головешку на маленьких кривых ногах.
   (30)Однажды Евгения Ивановна не выдержала и решила проникнуть в таинственную жизнь своего ученика. (31)После звонка она выскользнула из класса вслед за Костой и, прячась за спины прохожих, проводила его до дома. (32)Коста исчез в подъезде и минут через пять появился снова.   (33)Даже не заметив свою учительницу, он пронёсся мимо, а Женечка поспешила за ним.
   (34)В соседнем доме, на первом этаже, болел парнишка  –  он был прикован к постели. (35)Это у него была такса  –  чёрная головешка на четырёх ножках. (36)Женечка стояла под окном и слышала разговор Косты и больного мальчика.
   –  (37)Она тебя ждёт,  –  говорил больной.
   –  (38)Ты болей, не волнуйся,  –  слышался голос Косты.
   –  (39)Мать хочет продать Лаптя. (40)Ей некогда с ним гулять.
   –  (41)Приду утром,  –  после некоторого раздумья отвечал Коста.  –  (42)Только очень рано, до школы. (43)Пошли, Лапоть!
   (44)Таксу звали Лаптем. (45)Коста вышел, держа собаку под мышкой, и вскоре они уже шагали по тротуару.
   (46)Евгения Ивановна шла за мальчиком. (47)Ей захотелось заговорить с Костой, расспросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживая в них веру в человека. (48)Но она молча шла по следам своего ученика, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. (49)Теперь он менялся на её глазах, как веточка багульника.
 (По Ю. Яковлеву)*

*Яковлев Юрий Яковлевич (1923 – 1996)  –  писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.

2. Выполняем задания

1. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «представление» (предложение 26).
а) домысел, плод фантазии
б) знакомство с кем-либо
в) знание о чём-либо
г) спектакль, зрелище
 
2. Замените разговорное слово «буркнул» в предложении 15 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
3. Замените словосочетание «школьная дверь» (предложение 24), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
4. Выпишите грамматическую основу предложения 27.
5. Среди предложений 11 – 14 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.
6. Среди предложений 34 – 37 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
7. Укажите количество грамматических основ в предложении 14. Ответ запишите цифрой.
8. Среди предложений 5 – 8 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложений.
9. Среди предложений 16 – 21 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
10. Из предложения 14 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
11. Из предложений 30 – 34 выпишите слово, в котором приставка имеет значение присоединения.
12. Из предложений 4 – 5 выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько было в слове, от которого оно образовано».
13. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
а) Однажды он принёс в класс несколько тонких прутиков и поставил их в банку с водой.
б) Это у него была такса  –  чёрная головешка на четырёх ножках.
в) Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, морщил нос и широко разевал рот!
г) Когда багульник зацвёл, все забыли, что Коста молчальник.
14. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Евгения Ивановна стала присматриваться к Косте с нескрываемым любопытством?»
а) Коста вызывающе зевал на уроках, и Евгения Ивановна думала, что он зевает от скуки.
б) Коста был молчальником, и Евгения Ивановна не любила его за это.
в) Когда зацвёл багульник, все решили, что Коста  –  волшебник.
г) Евгения Ивановна начала догадываться, что у Косты своя жизнь, о которой она ничего не знала.
15. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Он вскакивал с места и сломя голову выбегал из класса,(1) хватал пальто и,(2) на ходу попадая в рукава,(3) скрывался за дверью. Куда он мчался? В свою загадочную жизнь,(4) о которой никто, (5) видимо, (6) не имел представления.
16. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Однажды Евгения Ивановна не выдержала и решила проникнуть в таинственную жизнь своего ученика. После звонка она выскользнула из класса вслед за Костой и,(1) прячась за спины прохожих,(2) проводила его до дома. Коста исчез в подъезде и минут через пять появился снова. Даже не заметив свою учительницу,(3) он пронёсся мимо,(4) а Женечка поспешила за ним.
17. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Евгения Ивановна шла за мальчиком. Ей захотелось заговорить с Костой,(1) расспросить его о собаках,(2) которых он кормил,(3) выгуливал,(4) поддерживая в них веру в человека. Но она молча шла по следам своего ученика,(5) который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником.


Ответы здесь

Анализ заданий здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий