Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

пятница, 21 марта 2014 г.

ГИА 2014. Вариант №84 (части А, В)

1. Очень внимательно читаем текст
       
   (1)Когда я шёл из бассейна домой, у меня было очень хорошее настроение. (2)Мне нравились все троллейбусы, потому что они такие прозрачные и всех видать, кто в них едет, и мороженщицы нравились, потому что они весёлые, и нравилось, что не жарко на улице и ветерок холодит мою растрёпанную мокрую голову. (3)Но особенно мне нравилось, что я занял третье место в стиле баттерфляй и что я сейчас расскажу об этом папе,  —  он давно хотел, чтобы я научился плавать. (4)Он говорит, что все мальчишки должны уметь плавать, потому что они мужчины.
   (5)И вот я сегодня занял третье место и сейчас скажу об этом папе. (6)Я очень радовался, и, когда пришёл, мама сразу спросила:
   —  (7)Ты что так сияешь?
   —  (8)А у нас сегодня было соревнование.
   (9)Папа сказал:
   —  (10)Это какое же?
   —  (11)Заплыв на двадцать пять метров в стиле баттерфляй.
   —  (12)Ну и как?
   —  (13)Третье место!  —  радостно сказал я.
   (14)Папа прямо весь расцвёл.
   —  (15)Ну да?  —  сказал он.  —  (16)Вот здорово!  —  (17)Он отложил в сторону газету. (18)  —  Молодчина!
   (19)Я так и знал, что он обрадуется. (20)Так и получилось, и у меня ещё лучше настроение стало.
   —  (21)Ну, а кто же первое занял?  —  спросил папа.
   —  (22)Первое занял Вовка, он уже давно умеет плавать. (23)Ему это не трудно было...
   —  (24)Ай да Вовка! (25)Так, а кто же занял второе место?
   —  (26)А второе занял рыженький один мальчишка, не знаю, как зовут. (27)На лягушонка похож, особенно в воде.
   —  (28)А ты, значит, пришёл третьим?  —  (29)Папа улыбнулся, и мне это было очень приятно.  —  (30)Третье место тоже призовое, бронзовая медаль! (31)Ну, а кто же на четвёртом остался?
   —  (32)Четвёртое место никто не занял, папа!
   (33)Он очень удивился.
   —  (34)Мы все третье место заняли: и я, и Мишка, и Толька, и Кимка  —  все восемнадцать человек. (35)Так инструктор сказал!
   —  (36)Ах, вот оно что... (37)Всё понятно!..
   (38)И папа, вздохнув, снова уткнулся в газеты.
   (39)А у меня почему-то совсем пропало хорошее настроение.
(По В. Драгунскому)

 2. Выполняем задания
          
1. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «сияешь» (предложение 7).
а) испускаешь сияние
б) светишься радостью
в) блестишь
г) краснеешь
2. В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?
а) (7) —  Ты что так сияешь?
    (8) —  А у нас сегодня было соревнование.
б) (13) —  Третье место!  —  радостно сказал я.
     —  (16) Вот здорово!
в) (14) Папа прямо весь расцвёл.(38) И папа, вздохнув, снова уткнулся в газеты.
г)  (28) —  А ты, значит, пришёл третьим?
     (32) —  Четвёртое место никто не занял, папа!           
3. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему, говоря о ребятах, мальчик называет их Мишкой, Толькой, Кимкой?»
Такая форма именования говорит о том, что …
а) герой-рассказчик и эти мальчики  —  ребята примерно одного возраста и относятся друг к другу по-приятельски.
б) герой-рассказчик и эти мальчики  —  соперники в спорте, поэтому герой их недолюбливает.
в) герой-рассказчик намного старше этих мальчиков, поэтому относится к ним свысока.
г) герой-рассказчик относится к этим ребятам пренебрежительно из-за их низких спортивных результатов.
4. Замените слово МОЛОДЧИНА в предложении 18 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.       
5.  Укажите количество грамматических основ в предложении 26.   
6. Среди предложений 34 — 39 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.  
7. Среди предложений 22 — 25 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
8. Среди предложений 3 — 5 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.
9. Замените словосочетание РАДОСТНО СКАЗАЛ (предложение 12), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
10. Среди предложений 3 — 6 найдите сложное предложение, в котором есть однородные придаточные. Напишите номер этого предложения.
11. Выпишите грамматическую основу предложения 8.
12. Из предложений 36 — 38 выпишите слово с безударной гласной в корне, не проверяемой ударением.
13. Из предложений 28 — 30 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется  значением приближения, которое она имеет.
14. Из предложений 2 — 3 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».
15. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 14: «Папа прямо весь расцвёл».
а) слова книжного стиля
б) метафора
в) эпитеты
г) антитеза
16. Как характеризует отца героя-рассказчика информация, заключённая в предложениях 3 — 4?
а) Отец мальчика  —  человек, следящий за своим здоровьем и здоровьем сына.
б) Отец героя-рассказчика  —  человек честолюбивый, поэтому для него важно, чтобы его сын умел плавать лучше всех.
в) Отец мальчика  —  страстный любитель коллективных заплывов.
г) Отец героя-рассказчика  —  человек, воспитывающий сына по-мужски и желающий вырастить из него настоящего мужчину.
17. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему в тот момент, когда мальчик возвращался из бассейна домой, у него «было очень хорошее настроение»?
а) Мальчик предвкушал, как обрадуется его успеху папа, и это воодушевляло его.
б) Мальчик любил спорт и после соревнований чувствовал себя в хорошей физической форме.
в) Мальчик любил смотреть на троллейбусы, и это улучшало его настроение.
г) Мальчик недавно научился плавать в стиле баттерфляй, и это не могло его не радовать.
18. Почему отец героя-рассказчика, выслушав сына до конца, не обрадовался, а, «вздохнув, снова уткнулся в газеты»?
а) Он был обрадован, но не хотел показывать этого сыну.
б) Он был равнодушен к спортивным успехам сына.
в) Он был разочарован новостью, которую сообщил ему сын.
г) Он был занят и не мог отвлечься на общение с сыном.
19. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, которые обозначают в сложном предложении запятые между частями, соединёнными сочинительной связью.
Я так и знал,(1) что он обрадуется. Так и получилось,(2) и у меня ещё лучше настроение стало.
—  Ну,(3) а кто же первое занял?  —  спросил папа.
20. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
—  А ты,(1) значит,(2) пришёл третьим?  —  Папа улыбнулся,(3) и мне это было очень приятно.  —  Третье место тоже призовое,(4) бронзовая медаль! Ну,(5) а кто же на четвёртом остался?
21. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, которые обозначают в сложном предложении запятые между частями, соединёнными подчинительной связью.
Я очень радовался,(1) и,(2) когда пришёл,(3) мама сразу спросила:
  Ты что так сияешь?


Ответы здесь

Анализ заданий здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий