1. Очень внимательно читаем текст
(1)Когда
я шёл из бассейна домой, у меня было очень хорошее настроение. (2)Мне нравились
все троллейбусы, потому что они такие прозрачные и всех видать, кто в них едет,
и мороженщицы нравились, потому что они весёлые, и нравилось, что не жарко на
улице и ветерок холодит мою растрёпанную мокрую голову. (3)Но особенно мне
нравилось, что я занял третье место в стиле баттерфляй и что я сейчас расскажу
об этом папе, — он давно хотел, чтобы я научился плавать.
(4)Он говорит, что все мальчишки должны уметь плавать, потому что они мужчины.
(5)И вот
я сегодня занял третье место и сейчас скажу об этом папе. (6)Я очень радовался,
и, когда пришёл, мама сразу спросила:
— (7)Ты что так сияешь?
— (8)А у нас сегодня было соревнование.
(9)Папа
сказал:
— (10)Это какое же?
— (11)Заплыв на двадцать пять метров в стиле
баттерфляй.
— (12)Ну и как?
— (13)Третье место! —
радостно сказал я.
(14)Папа
прямо весь расцвёл.
— (15)Ну да?
— сказал он. —
(16)Вот здорово! — (17)Он отложил в сторону газету. (18) —
Молодчина!
(19)Я
так и знал, что он обрадуется. (20)Так и получилось, и у меня ещё лучше
настроение стало.
— (21)Ну, а кто же первое занял? —
спросил папа.
— (22)Первое занял Вовка, он уже давно умеет
плавать. (23)Ему это не трудно было...
— (24)Ай да Вовка! (25)Так, а кто же занял
второе место?
— (26)А второе занял рыженький один мальчишка,
не знаю, как зовут. (27)На лягушонка похож, особенно в воде.
— (28)А ты, значит, пришёл третьим? —
(29)Папа улыбнулся, и мне это было очень приятно. —
(30)Третье место тоже призовое, бронзовая медаль! (31)Ну, а кто же на
четвёртом остался?
— (32)Четвёртое место никто не занял, папа!
(33)Он
очень удивился.
— (34)Мы все третье место заняли: и я, и Мишка,
и Толька, и Кимка — все восемнадцать человек. (35)Так инструктор
сказал!
— (36)Ах, вот оно что... (37)Всё понятно!..
(38)И
папа, вздохнув, снова уткнулся в газеты.
(39)А у
меня почему-то совсем пропало хорошее настроение.
(По В.
Драгунскому)
2. Выполняем задания
1. Укажите, в каком значении
употребляется в тексте слово «сияешь» (предложение 7).
а) испускаешь сияние
б) светишься радостью
в) блестишь
г) краснеешь
а) испускаешь сияние
б) светишься радостью
в) блестишь
г) краснеешь
2. В каком варианте ответа
содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?
а)
(7) — Ты что так сияешь?
(8) —
А у нас сегодня было соревнование.
б)
(13) — Третье место! —
радостно сказал я.
—
(16) Вот здорово!
в)
(14) Папа прямо весь расцвёл.(38) И папа, вздохнув, снова уткнулся в газеты.
г) (28) —
А ты, значит, пришёл третьим?
(32) —
Четвёртое место никто не занял, папа!
3. Выберите верное продолжение
ответа на вопрос: «Почему, говоря о ребятах, мальчик называет их Мишкой,
Толькой, Кимкой?»
Такая форма именования говорит о
том, что …
а)
герой-рассказчик и эти мальчики — ребята примерно одного возраста и относятся
друг к другу по-приятельски.
б)
герой-рассказчик и эти мальчики — соперники в спорте, поэтому герой их
недолюбливает.
в)
герой-рассказчик намного старше этих мальчиков, поэтому относится к ним
свысока.
г)
герой-рассказчик относится к этим ребятам пренебрежительно из-за их низких
спортивных результатов.
4. Замените слово МОЛОДЧИНА в предложении 18
стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
5. Укажите количество грамматических основ в предложении 26.
6. Среди предложений 34 — 39
найдите предложение
с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
7. Среди предложений 22 — 25
найдите сложное
бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
8. Среди предложений 3 — 5
найдите
предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.
9. Замените словосочетание
РАДОСТНО СКАЗАЛ
(предложение 12), построенное на основе примыкания, синонимичным
словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
10. Среди предложений 3 — 6
найдите сложное
предложение, в котором есть однородные придаточные. Напишите номер этого
предложения.
11. Выпишите грамматическую
основу
предложения 8.
12. Из предложений 36 — 38
выпишите слово с
безударной гласной в корне, не проверяемой ударением.
13. Из предложений 28 — 30
выпишите слово,
в котором правописание приставки определяется
значением приближения, которое она имеет.
14. Из предложений 2 — 3 выпишите слово, в котором правописание НН
определяется правилом: «В страдательных причастиях прошедшего времени пишется
НН».
15. Укажите, какое средство
речевой выразительности используется в предложении 14: «Папа прямо весь расцвёл».
а)
слова книжного стиля
б)
метафора
в)
эпитеты
г)
антитеза
16. Как характеризует отца
героя-рассказчика информация, заключённая в предложениях 3 — 4?
а)
Отец мальчика — человек, следящий за своим здоровьем и
здоровьем сына.
б)
Отец героя-рассказчика — человек честолюбивый, поэтому для него важно,
чтобы его сын умел плавать лучше всех.
в)
Отец мальчика — страстный любитель коллективных заплывов.
г)
Отец героя-рассказчика — человек, воспитывающий сына по-мужски и
желающий вырастить из него настоящего мужчину.
17. Какое из высказываний,
приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему в тот момент, когда мальчик возвращался из
бассейна домой, у него «было очень хорошее настроение»?
а)
Мальчик предвкушал, как обрадуется его успеху папа, и это воодушевляло его.
б)
Мальчик любил спорт и после соревнований чувствовал себя в хорошей физической
форме.
в)
Мальчик любил смотреть на троллейбусы, и это улучшало его настроение.
г)
Мальчик недавно научился плавать в стиле баттерфляй, и это не могло его не
радовать.
18. Почему отец
героя-рассказчика, выслушав сына до конца, не обрадовался, а, «вздохнув, снова
уткнулся в газеты»?
а)
Он был обрадован, но не хотел показывать этого сыну.
б)
Он был равнодушен к спортивным успехам сына.
в)
Он был разочарован новостью, которую сообщил ему сын.
г)
Он был занят и не мог отвлечься на общение с сыном.
19. В приведённом ниже
предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры,
которые обозначают в сложном предложении запятые между частями, соединёнными
сочинительной связью.
Я
так и знал,(1) что он обрадуется. Так и получилось,(2) и у меня ещё лучше
настроение стало.
— Ну,(3) а кто же первое занял? —
спросил папа.
20. В приведённых ниже предложениях
из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие
запятые при вводном слове.
— А ты,(1) значит,(2) пришёл третьим? — Папа
улыбнулся,(3) и мне это было очень приятно.
— Третье место тоже призовое,(4)
бронзовая медаль! Ну,(5) а кто же на четвёртом остался?
21. В приведённых ниже
предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры,
которые обозначают в сложном предложении запятые между частями, соединёнными
подчинительной связью.
Я
очень радовался,(1) и,(2) когда пришёл,(3) мама сразу спросила:
— Ты что так сияешь?
Источник: ФИПИ Открытый банк заданий ГИА - 2014
Ответы здесь
Анализ заданий здесь
Анализ заданий здесь
Комментариев нет:
Отправить комментарий