Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

пятница, 11 апреля 2014 г.

ГИА 2014. Вариант №104 (части А, В)

1. Очень внимательно читаем текст

   (1)Сидя в гостиной на бархатных креслах, мы всё боимся, что они затрещат под нами,  —  такие они хрупкие и изящные, и такие грубые и неловкие мы. (2)На стене бёклиновский «Остров мёртвых». (3)В углу рояль с бюстиком Бетховена. (4)Люся играет «Кампанеллу» Листа.
   (5)Две толстые свечи медленно оплывают в подсвечниках. (6)Диван мягкий, с покатой спинкой. (7)Я подкладываю под спину расшитую бисером взбитую подушку, вытягиваю ноги.
   (8)У Люси аккуратно стриженный затылок. (9)Пальцы её быстро бегают по клавишам, вероятно, в техникуме она за эту быстроту всегда пятёрки имела. (10)Я слушаю «Кампанеллу», смотрю на Бёклина, на гипсового Бетховена, на вереницу уральских каменных слоников в буфете, но почему-то всё это мне кажется чужим, далёким, точно затянутым туманом.
   (11)Сколько раз на фронте я мечтал о таких минутах, когда вокруг ничто не стреляет, не рвётся. (12)И сидишь ты на диване, слушаешь музыку, и рядом с тобой хорошенькая девушка. (13)И вот я сижу сейчас на диване, слушаю музыку… (14)И почему-то мне неприятно. (15)Почему? (16)Не знаю. (17)А только с того момента, как мы ушли из Оскола, как отступаем всё дальше, у меня на душе какой-то противный осадок…
   (18)Вечером мы бродим с Люсей по набережной. (19)Небо красное, зловещее. (20)Облака точно густой, чёрный дым. (21)Волга от ветра шершавая, без всякого блеска. (22)И плоты, плоты без конца, а ещё обмотанные маскировочной зеленью буксиры.
   (23)Мы идём об руку, иногда останавливаемся около каменного парапета, облокачиваемся на него, чтобы посмотреть вдаль. (24)И Люся что-то говорит, кажется, о Блоке и Есенине, спрашивает меня что-то, и я что-то отвечаю. (25) И почему-то мне не по себе, и я не хочу говорить ни о Блоке, ни о Есенине.
   (26)Всё это когда-то интересовало меня, а сейчас отошло далеко, далеко… (27)Архитектура, живопись, литература… (28)Я за время войны ни одной книжки не прочёл. (29)И не хочется. (30)Не тянет.
   (31)Всё это потом, потом…
   (32)А завтра опять будет этот резерв, по двадцать раз разбирай и собирай пулемёт Дегтярёва. (33)И послезавтра, и послепослезавтра. (34)И опять майор будет говорить нам, что надо ждать, что, когда прикажут, тогда и отправят нас на фронт…
 (По В. Некрасову)*

*Некрасов Виктор Платонович  —  русский писатель. С 1941 по 1944 годы был на фронте, участвовал в Сталинградской битве. Некрасов  —  автор повестей, рассказов, путевых заметок: «В окопах Сталинграда», «Первое знакомство» и др. По его сценариям сняты кинофильмы.

2. Выполняем задания

1. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «бродим» (предложение 18).
а) с трудом идём
б) путешествуем
в) медленно ходим
г) блуждаем
2. Замените разговорное выражение «не по себе» в предложении 25 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово.
3. Какое(-ие) из приведённых ниже предложений противопоставлено(-ы) в тексте по содержанию предложению 12: «И сидишь ты на диване, слушаешь музыку, и рядом с тобой хорошенькая девушка»?
а) (3) В углу рояль с бюстиком Бетховена. (4) Люся играет «Кампанеллу» Листа.
б) (14) И почему-то мне неприятно.
в) (18) Вечером мы бродим с Люсей по набережной.
г) (23) Мы идём об руку, иногда останавливаемся около каменного парапета, облокачиваемся на него, чтобы посмотреть вдаль.
4. Среди предложений 6 — 11 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
5. Замените словосочетание «каменных слоников» (предложение 10), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
6. Среди предложений 14 — 20 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
7. Среди предложений 1 — 7 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
8. Укажите количество грамматических основ в предложении 25. Ответ запишите цифрой.
9. Выпишите грамматическую основу предложения 20.
10. Среди предложений 11 — 17 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.
11. Из предложений 20 — 21 выпишите слова с не проверяемой ударением безударной гласной в корне.
12. Из предложений 6 — 7 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «На конце приставки пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук, если после приставки следует звонкий согласный».
13. Из предложений 8 — 10 выпишите страдательное причастие прошедшего времени, в котором правописание суффикса зависит от наличия пояснительного (зависимого) слова.
14. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
а) А только с того момента, как мы ушли из Оскола, как отступаем всё дальше, у меня на душе какой-то противный осадок…
б) Облака точно густой, чёрный дым.
в) Волга от ветра шершавая, без всякого блеска.
г) Всё это когда-то интересовало меня, а сейчас отошло далеко, далеко…
15. Как характеризует Люсю информация, заключённая в предложениях 1 — 10?
а) Люся  —  красивая девушка, мечтающая о карьере театральной актрисы.
б) Люся  —  талантливая исполнительница, глубоко чувствующая и переживающая музыку.
в) Люся  —  человек с плохим вкусом.
г) Люся  —  человек, старающийся воспроизвести творческую обстановку.
16. В каком фрагменте текста содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герою-рассказчику неприятно то, что он, военный, ведёт, хоть и временно, мирную жизнь?»
а) (1) Сидя в гостиной на бархатных креслах, мы всё боимся, что они затрещат под нами,  —  такие они хрупкие и изящные и такие грубые и неловкие мы.
б) (13) И вот я сижу сейчас на диване, слушаю музыку… (14) И почему-то мне неприятно. (15) Почему? (16) Не знаю.
в) (17) А только с того момента, как мы ушли из Оскола, как отступаем всё дальше, у меня на душе какой-то противный осадок…
г) (19) Небо красное, зловещее. (20) Облака точно густой, чёрный дым.
17. На какой вопрос в тексте нет ответа?
а) По какой причине военных могли подолгу держать в резерве и не отправлять на фронт?
б) Как война повлияла на отношение рассказчика к привычным ценностям и интересам?
в) Каков был круг интересов рассказчика в довоенной жизни?
г) Почему у рассказчика на душе какой-то неприятный осадок?
18. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
И Люся что-то говорит,(1) кажется,(2) о Блоке и Есенине,(3) спрашивает меня что-то,(4) и я что-то отвечаю. И почему-то мне не по себе,(5) и я не хочу говорить ни о Блоке,(6) ни о Есенине.
19. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
И плоты,(1) плоты без конца,(2) а ещё обмотанные маскировочной зеленью буксиры. Мы идём об руку,(3) иногда останавливаемся около каменного парапета,(4) облокачиваемся на него,(5) чтобы посмотреть вдаль.
20. В приведённом ниже предложении из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Я слушаю «Кампанеллу»,(1) смотрю на Бёклина,(2) на гипсового Бетховена,(3) на вереницу уральских каменных слоников в буфете,(4) но почему-то всё это мне кажется чужим,(5) далёким,(6) точно затянутым туманом.


Ответы здесь

Анализ заданий здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий