Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

четверг, 10 апреля 2014 г.

ГИА 2014. Вариант №103 (части А, В)

1. Очень внимательно читаем текст

   (1)Так я и не смог понять, почему библиотека иногда полна народу, а иногда в ней совершенно никого нет. (2)Во всяком случае, когда мы пришли туда с мамой, библиотекарша Татьяна Львовна была одна, подметала веником пол.
   (3)Забавное знакомство получилось у них  —  у поклонницы балета с бывшей балериной. (4)Мама выхватила у старушки веник и принялась им орудовать, отчитывая Татьяну Львовну:
   —  (5)Ну, что же это вы, а? (6)Или девочки сюда не ходят?
   (7)Она взглянула на библиотекаршу, только когда разогнулась.
    —  (8)А холодина-то! (9)Как вы здесь работаете?
   —  (10)А вот так,    сказала весело Татьяна Львовна и движением, конечно же, артистическим, царственным распахнула своё нарядное пальто, как плащ или какую-нибудь накидку. (11)Мы расхохотались, когда под бархатом оказалась обыкновенная телогрейка, подпоясанная блестящим ремешком.
   —  (12)А вы что,  —  задиристо спросила старушка маму,  —  из исполкома?
   (13)Мама не на шутку смутилась.
   —  (14)Да нет… (15)Я родительница… (16)Вот этого мальчика.
   —  (17)Абонемент одна тысяча тринадцать. (18)Коля…
   (19)Я подсказал фамилию. (20)Пока Татьяна Львовна искала мою карточку, мама волновалась.
   —  (21)Так же нельзя. (22)Мы с Колей привезём вам немножко дров, уж не обижайтесь.
   —  (23)Ой!  —  обрадовалась Татьяна Львовна.  —  (24)Как я благодарна. (25)А то чернила замерзают.
   —  (26)Что  —  чернила! (27)Вы же тут целый день. (28)Простынете!
   —  (29)А дети? (30)А книги?
   (31)Мама улыбнулась.
   —  (32)Дети придут и уйдут, а книги не замёрзнут.
   —  (33)Да вы что!  —  вскричала Татьяна Львовна.  —  (34)Книги страдают не меньше людей, только сказать не могут. (35)Клей в корешках рассыпается, бумага пухнет, совсем как человек от голода. (36)Ведь осенью здесь было сыро. (37)И вообще! (38)Как человек виноват перед ними! (39)Мы в Ленинграде, представляете, топили книгами печки. (40)Сердце кровью обливается, а что делать? (41)Ни еду сварить, ни согреться. (42)Вот я и решила тут: пойду работать в библиотеку, и непременно в детскую, понимаете?
   —  (43)А как же балет?  —  не выдержала мама.
   —  (44)Ах, как всё это далеко!  —  рассмеялась Татьяна Львовна.  —  (45)А мы с вами в другой жизни. (46)Война, холод, детские книги. (47)Да, здесь не сцена, а правда.
   —  (48)Зачем нам,  —  проговорила мама, опустив голову,  —  такая правда?
   —  (49)Её не выбирают,  —  ответила старушка и прибавила:  —  (50)Не унывайте, всё ещё будет: и театр, и занавес, и музыка.
 (По А. Лиханову)*

*Альберт Анатольевич Лиханов  —  современный детский и юношеский писатель. Главная тема творчества  —  становление характера подростка  —  проходит через десятки произведений: повести «Звёзды в сентябре», «Благие намерения», «Русские мальчики» и другие. По роману «Последние холода» был снят одноимённый фильм.

2. Выполняем задания

1. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «задиристо» (предложение 12).
а) недоброжелательно
б) с гордостью
в) с вызовом
г) строго
2. Какое из приведённых ниже предложений противопоставлено в тексте по содержанию предложению 34: «Книги страдают не меньше людей, только сказать не могут»?
а) (32) Дети придут и уйдут, а книги не замёрзнут.
б) (40) Сердце кровью обливается, а что делать?
в) (42) Вот я и решила тут: пойду работать в библиотеку, и непременно в детскую, понимаете?
г) (45) А мы с вами в другой жизни.
3. Замените разговорное слово «орудовать» в предложении 4 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите этот синоним.
4. Среди предложений 10—20 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.
5. Среди предложений 42—48 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
6. Среди предложений 17 — 22 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
7. Замените словосочетание «детские книги» (предложение 46), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
8. Среди предложений 1 — 3 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.
9. Выпишите грамматическую основу предложения 36.
10. Укажите количество грамматических основ в предложении 50. Ответ запишите цифрой.
11. Из предложений 10 — 11 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».
12. Из предложения 11 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне,  правописание  которой  зависит  от  наличия или отсутствия суффикса -а-.
13. Из предложений 32 — 34 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
14. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
а) Так я и не смог понять, почему библиотека иногда полна народу, а иногда в ней совершенно никого нет.
б) Мы расхохотались, когда под бархатом оказалась обыкновенная телогрейка, подпоясанная блестящим ремешком.
в) Клей в корешках рассыпается, бумага пухнет, совсем как человек от голода.
г) Да, здесь не сцена, а правда.
15. На какой вопрос в тексте нет ответа?
а) Почему книги страдают от холода не меньше людей?
б) Почему бывшая балерина стала библиотекарем?
в) В каких условиях во время войны приходилось работать в тылу?
г) Какой была профессия мамы мальчика?
16. Как характеризует маму Коли информация, заключённая в предложениях 12—22?
а) Колина мама — человек эмоциональный и по-настоящему отзывчивый.
б) Колина мама  —  человек, который часто переживает без всякого повода.
в) Мама Коли — человек робкий и неловкий от стеснительности.
г) Мама Коли — упорный в своём стремлении понравиться Татьяне Львовне человек.
17. В каком фрагменте текста содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Колина мама с особенным уважением относилась к библиотекарю Татьяне Львовне?»
а) (2) Во всяком случае, когда мы пришли туда с мамой, библиотекарша Татьяна Львовна была одна, подметала веником пол.
б) (3) Забавное знакомство получилось у них  —  у поклонницы балета с бывшей балериной.
в) (7) Она взглянула на библиотекаршу, только когда разогнулась.
    —  (8) А холодина-то!
г) —  (21) Так же нельзя. (22) Мы с Колей привезём вам немножко дров, уж не обижайтесь.
18. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
—  Дети придут и уйдут,(1) а книги не замёрзнут.
— Да вы что!  —  вскричала Татьяна Львовна.  —  Книги страдают не меньше людей,(2) только сказать не могут. Клей в корешках рассыпается,(3) бумага пухнет,(4) совсем как человек от голода.
19. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Мама выхватила у старушки веник и принялась им орудовать,(1) отчитывая Татьяну Львовну:
—  Ну,(2) что же это вы,(3) а? Или девочки сюда не ходят?
Она взглянула на библиотекаршу,(4) только когда разогнулась.
20. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Мы в Ленинграде,(1) представляете,(2) топили книгами печки. Сердце кровью обливается,(3) а что делать? Ни еду сварить,(4) ни согреться.


Ответы здесь

Анализ заданий здесь


1 комментарий: