Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

понедельник, 14 апреля 2014 г.

ГИА 2014. Вариант №107 (части А, В)

1. Очень внимательно читаем текст

   (1)В институтский буфет вошёл парень  —  худенький, невысокий, светлые волосы стрижены ёжиком. (2)Он волок всего две картины  —  незачехлённые, без рамок. (3)Поставил и подошёл к буфетной стойке.
   (4)Я глянул на его холсты, глянул небрежно, даже предубеждённо, ни во что не веря. (5)Глянул и удивился.
   (6)Два портрета стояли, будто взявшись за руки, хотя каждый из них был отдельным. (7)На одном было наклеено: «Отец», на другом  —  «Мать».
(8)Отец был молодой, чуть ли не моложе этого парня, в форме железнодорожного машиниста, в фуражке. (9)Голубые глаза мерцали молодым восторгом жизни, но в лёгком их блеске как бы сквозила чуть-чуть тревожная тень  —  тень ожидания чего-то.
   (10)А мать сидела прямо, напряжённо. (11)Крестьянское лицо, городское платье. (12)Но чувствовалось, что живут не в деревне, а где-то в пригороде, может быть, на разъезде. (13)И, видно, из деревни недавно. (14)Руки её выражали неловкость, будто не художник-сын рисовал её, а сидела она перед фотографом, и это было ей непривычно. (15)Да и вообще было видно, что ей непривычно сидеть, а привыкла она двигаться, спешить, кормить детей, выводить скотину.
   (16)Руки были сложены аккуратно, пальчик к пальчику, на одном серебряное колечко посверкивало. (17)Улыбалась она смущённо и с любопытством, будто это не вы разглядывали её, а она, чуть робея, глядела на вас.
   (18)Выполнено всё это было предельно безыскусно, но как-то удивительно… (19)Я даже не мог понять, в чём тут секрет. (20)Но я неслышно, про себя, ахнул от ощущения зрелой силы этой кисти. (21)Особенно на фоне пронёсшейся передо мной громадной выставки бесцветных знаков псевдожизни  —  непрожитой, невыстраданной, усреднённой, но искусно упорядоченной и оправленной в рамы. (22)Эти два портрета не то чтобы выделялись мастерством  —  они просто были живыми…
   (23)А автор уже возвращался с подносом, где одиноко высился стакан чая и лежал бутерброд с сыром.
   —  (24)А почему у тебя отец такой молодой?  —  спросил я.
   —  (25)Я батю только так и запомнил… (26)Не вернулся с войны, а где полёг, не узнали  —  без вести… (27)Ждём вот уже десять лет. (28)Всё уж ясно как будто, а мать и сейчас к почтальону бегает.
   (29)И он пошёл, подхватив свои портреты.
(По В. Амлинскому)*

*Владимир Ильич Амлинский  —  российский писатель второй половины XX века, автор рассказов и повестей о молодёжи: «Станция первой любви», «Первая бессонница», «На рассвете, в начале дороги» и других.

2. Выполняем задания

1. Какое из приведённых ниже предложений противопоставлено в тексте по содержанию предложению 18: «Выполнено всё это было предельно безыскусно, но как-то удивительно…»?
а) (12) Но чувствовалось, что живут не в деревне, а где-то в пригороде, может быть, на разъезде.
б) (17) Улыбалась она смущённо и с любопытством, будто это не вы разглядывали её, а она, чуть робея, глядела на вас.
в) (19) Я даже не мог понять, в чём тут секрет.
г) (21) Особенно на фоне пронёсшейся передо мной громадной выставки бесцветных знаков псевдожизни  —  непрожитой, невыстраданной, усреднённой, но искусно упорядоченной и оправленной в рамы.
2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «зрелой» (предложение 20).
а) хорошо обдуманной
б) пропорциональной
в) вполне развившейся
г) сдержанной
3. Замените просторечное слово «волок» в предложении 2 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово.
4. Среди предложений 12 — 16 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
5. Среди предложений 8 — 10 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
6. Среди предложений 23 — 29 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
7. Среди предложений 4 — 9 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.
8. Замените словосочетание «серебряное колечко» (предложение 16), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
9. Укажите количество грамматических основ в предложении 17. Ответ запишите цифрой.
10. Выпишите грамматическую основу предложения 27.
11. Из предложений 1 — 3 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется Н».
12. Из предложений 17 — 18 выпишите слово, в котором выбор начальной гласной корня зависит от приставки.
13. Из предложений 16 — 17 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
14. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
а) Он волок всего две картины  —  незачехлённые, без рамок.
б) Я глянул на его холсты, глянул небрежно, даже предубеждённо, ни во что не веря.
в) Руки были сложены аккуратно, пальчик к пальчику, на одном серебряное колечко посверкивало.
г) Но я неслышно, про себя, ахнул от ощущения зрелой силы этой кисти.
15. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
а) Парень-художник был одет в форму железнодорожного машиниста.
б) Мужчина, изображенный на портрете, был примерно одного возраста с автором портрета.
в) Портреты мужчины и женщины написал их сын.
г) Несмотря на то что портреты были выполнены безыскусно, они, по мнению рассказчика, были очень живыми.
16. В каком фрагменте текста содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему автор-рассказчик был поражён увиденными в институтском буфете портретами?»
а) (2) Он волок всего две картины  —  незачехлённые, без рамок. (3) Поставил и подошёл к буфетной стойке.
б) (4) Я глянул на его холсты, глянул небрежно, даже предубеждённо, ни во что не веря. (5) Глянул и удивился.
в) (8) Отец был молодой, чуть ли не моложе этого парня, в форме железнодорожного машиниста, в фуражке.
    (10) А мать сидела прямо, напряжённо.
г) (22) Эти два портрета не то чтобы выделялись мастерством  —  они просто были живыми…
17. Как характеризует мать художника информация, заключённая в предложениях 11 — 15?
а) Мать художника  —  неловкая, огрубевшая от работы женщина, не обладающая душевной тонкостью.
б) Мать художника  —  человек, не привыкший быть в центре внимания и сидеть сложа руки.
в) Мать — человек простого физического труда, она не способна понять то, что стремится выразить её сын-художник.
г) Мать художника  —  крестьянка, старающаяся скрыть это и вести себя по-городскому.
18. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
А мать сидела прямо,(1) напряжённо. Крестьянское лицо,(2) городское платье. Но чувствовалось,(3) что живут не в деревне,(4) а где-то в пригороде,(5) может быть,(6) на разъезде.
19. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Отец был молодой,(1) чуть ли не моложе этого парня,(2) в форме железнодорожного машиниста,(3) в фуражке. Голубые глаза мерцали молодым восторгом жизни,(4) но в лёгком их блеске как бы сквозила чуть-чуть тревожная тень  —  тень ожидания чего-то.
20. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Я глянул на его холсты,(1) глянул небрежно,(2) даже предубеждённо,(3) ни во что не веря. Глянул и удивился.
Два портрета стояли,(4) будто взявшись за руки,(5) хотя каждый из них был отдельным.


Ответы здесь

Анализ заданий здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий