Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

воскресенье, 13 апреля 2014 г.

ГИА 2014. Вариант №106 (части А, В)

1. Очень внимательно читаем текст

   (1)Помнишь ли ты свою первую книгу?
   (2)Не ту, что прочитала бабушка или мама возле постели, когда у тебя была ангина и тебе отчего-то хотелось плакать. (3)И не ту тонкую книжицу, по которой ты, словно пробуя звуки собственного голоса, складывал из букв слова.
   (4)Нет, я спрашиваю про книгу, которую ты выбрал сам среди множества других. (5)Оставшись один, ты раскрыл её дома, и она навсегда запала в твою память. (6)Она осталась с тобой чудесными мыслями, волнующими словами, рисунками, даже запахом  –  резким запахом типографской краски, смешанной с клеем, или особым запахом библиотеки.
   (7)Я помню свою первую книгу очень хорошо.
   (8)Эта книга была большой и толстой. (9)Выпущенная перед войной, к третьей военной осени она вспухла от прикосновения многих рук, картонная обложка обтёрлась и потрескалась, как будто это кусок глинистой земли, пересохшей от безводья. (10)А внутри на некоторых страницах встречались следы пальцев, даже синели чернильные кляксы. (11)Но тем милей казалась мне эта книга!
   (12)Едва выучив уроки, я усаживался за свой «десерт», за это лакомое блюдо. (13)Герой книги плыл по Волге на пароходе, и вместе с ним плыл я.
(14)Но всё дело в том, что там, на Волге, ещё зимой шла война. (15)Каждое утро Анна Николаевна передвигала на карте в нашем классе красные флажки из бумаги, и прошлой зимой там,  у самого Сталинграда, флажки застряли у какой-то преграды. (16)Анна Николаевна тогда приходила хмурая, пока флажки на Волге вдруг не зашевелились и не принялись двигаться вперёд, к границе.
   (17)Потом, кстати, она нам рассказывала, что знала про Сталинградскую битву, про то, как наши держались за каждый камень. (18)Рассказывала, как наконец-то окружили фашистов, захватили клещами, будто ржавый гвоздь, и выдернули его.
   (19)В кино тогда показывали пленных немцев, как идут они длинными колоннами, а наши смотрят на них презрительно. (20)И вокруг одни печи торчат вместо домов…
   (21)А в книжке, которая мне досталась, по Волге плывёт пароход, белый и чистый, и на нём мальчик, который видит много всякого интересного. (22)И никакой войны нет.
   (23)Первый раз в моей жизни прошлое не походило на настоящее, и я, читая свою первую книгу, был совершенно счастлив.
 (По А. Лиханову)*

*Лиханов Альберт Анатольевич  —   современный детский и юношеский писатель. Главная тема творчества  —  становление характера подростка  –  проходит через десятки произведений:  повести «Звёзды в сентябре», «Тёплый дождь», «Благие намерения», «Русские мальчики» и другие. По роману «Последние холода» снят одноимённый фильм.

2. Выполняем задания

1.Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «резким»  (предложение 6).
а) чересчур сильным
б) внезапным
в) очень значительным
г) чётким
2. Какой из приведённых ниже фрагментов противопоставлен  в тексте по содержанию предложениям 21 – 22: «А в книжке, которая мне досталась, по Волге плывёт пароход, белый и чистый, и на нём мальчик, который видит много всякого интересного. И никакой войны нет»?
а) (6) Она осталась с тобой чудесными мыслями, волнующими словами, рисунками, даже запахом  –  резким запахом типографской краски, смешанной с клеем, или особым запахом библиотеки.
б) (10) А внутри на некоторых страницах встречались следы пальцев, даже синели чернильные кляксы. (11) Но тем милей казалась мне эта книга!
в) (12) Едва выучив уроки, я усаживался за свой «десерт», за это лакомое блюдо. (13) Герой книги плыл по Волге на пароходе, и вместе с ним плыл я.
г) (19) В кино тогда показывали пленных немцев, как идут они длинными колоннами, а наши смотрят на них презрительно. (20) И вокруг одни печи торчат вместо домов…
3. Замените разговорное слово «застряли»  в предложении 15 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово.
4. Среди предложений  9 — 14 найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
5. Среди предложений  14—16  найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.
6. Выпишите грамматическую основу предложения 22.
7. Среди предложений 10 — 14 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
8. Укажите количество грамматических основ в предложении 19. Ответ запишите цифрой.
9. Замените словосочетание «флажки из бумаги» (предложение 15), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
10. Среди предложений  1—4  найдите сложноподчинённое предложение с последовательным и однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
11. Из предложения 19 выпишите словарное слово с удвоенной согласной в корне.
12. Из предложения 9 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от её значения.
13. Из предложения  9  выпишите слова, правописание которых определяется правилом: «В отымённых прилагательных, образованных от основы на -Н при помощи суффикса -Н-, пишется НН».
14. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнительный оборот.
а) А внутри на некоторых страницах встречались следы пальцев, даже синели чернильные кляксы.
б) Анна Николаевна тогда приходила хмурая, пока флажки на Волге вдруг не зашевелились и не принялись двигаться вперёд, к границе.
в) Рассказывала, как наконец-то окружили фашистов, захватили клещами, будто ржавый гвоздь, и выдернули его.
г) Не ту, что прочитала бабушка или мама возле постели, когда у тебя была ангина и тебе отчего-то хотелось плакать.
15. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчик, уже будучи взрослым, с теплотой вспоминает свою первую книгу?»
а) (7) Я помню свою первую книгу очень хорошо.
б) (9) Выпущенная перед войной, к третьей военной осени она вспухла от прикосновения многих рук, картонная обложка обтёрлась и потрескалась, как будто это кусок глинистой земли, пересохшей от безводья.
в) (10) А внутри на некоторых страницах встречались следы пальцев, даже синели чернильные кляксы.
г) (12) Едва выучив уроки, я усаживался за свой «десерт», за это лакомое блюдо.
16. Как характеризует  учительницу Анну Николаевну  информация,  заключённая  в  предложениях  15—17?
а) Учительница – хмурый, неулыбчивый человек, огрубевший от трудностей и лишений военного времени.
б) Анна Николаевна, искренне сопереживая положению наших войск на фронте, в то же время бережно относилась к детской психике.
в) Анна Николаевна, будучи человеком основательным, не торопилась делиться с детьми информацией, в которой не была уверена.
г) Учительница – скрытный, замкнутый человек, никогда не раскрывающий своих переживаний перед детьми.
17. На какой вопрос в тексте нет ответа?
а) Откуда рассказчик получал сведения о событиях на фронте?
б) Как мальчик выбирал свою первую книгу среди других?
в) Почему рассказчик был счастлив, читая свою первую книгу?
г) Личной или библиотечной была первая книга автора-рассказчика?
18. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Потом,(1) кстати,(2) она нам рассказывала,(3) что знала про Сталинградскую битву,(4)  про то,(5) как наши держались за каждый камень.
19. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями  сложного предложения, связанными подчинительной связью.
А в книжке,(1) которая мне досталась,(2) по Волге плывёт пароход,(3) белый и чистый,(4) и на нём мальчик,(5) который видит много всякого интересного.
20. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Оставшись один,(1) ты раскрыл её дома,(2) и она навсегда запала в твою память. Она осталась с тобой чудесными мыслями,(3) волнующими словами,(4) рисунками,(5) даже запахом    резким запахом типографской краски, (6) смешанной с клеем,(7) или особым запахом библиотеки.


Ответы здесь

Анализ заданий здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий