Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

суббота, 19 апреля 2014 г.

ГИА 2014. Вариант №112 (части А, В)

1. Очень внимательно читаем текст

   (1)Пеле  —  кот, названный так потому, что среди своих братьев и сестёр он отличался безмерной любовью к игре с мячом. (2)Таким мы увидели его в первый раз: белая шейка, белые лапки, чёрные голова и спина и чёрный, как уголёк,  мохнатый хвост. (3)Чистопородный сибирский кот, он уже выказывал черты будущей величавости и благородства. (4)Так и вижу его: сидит, мерно помахивая хвостом, и у него внимательный и в то же время какой-то независимый, гордый взгляд.
   (5)Пеле был необычным котом. (6)Гладить себя он не позволял. (7)Он резко переворачивался на спину, крепко захватывая передними лапами руку, и колотил задними, как заяц-барабанщик. (8)От этого на руке, попавшей в когти, оставались длинные царапины. (9)Царапины быстро заживали, но тотчас появлялись новые. (10)Дружба с котей была испытанием. (11)Впрочем, пощекотать себя под подбородком котя давал.
   (12)К третьему году жизни он, по-моему, стал хозяином округи. (13)Раз мы остановились на велосипедах у ворот:
   —  (14)Смотри, к нам какой-то рыжий побежал!  —  показал мне Женька.
   (15)Чужак вошёл в наш двор, а через некоторое время туда же направился Пеле.
    —  (16) Ну, он сейчас ему даст!
   (17)Мы поспешили пронаблюдать за схваткой, но её не было: Пеле, удивлённый поведением рыжего, побежал к нему, а тот бросился через забор.
   (18)Большую часть дня Пеле спал. (19)Зато по вечерам и ночам он любил гулять и петь. (20)Причём редко на такие прогулки он отправлялся через дверь. (21)Пеле запрыгивал в форточку, располагался между рамами, мурлыча и мерно постукивая чёрным хвостом. (22)Может, он слышал какую-то музыку  —  музыку звёзд и темноты. (23)Неожиданно он прыгал вниз и скрывался в кустах сирени…
   (24)Один раз я встал на подоконник рядом с ним и стал вглядываться во тьму сада. (25)Тишина, свежо, и кажется, что этот холодок, бегущий по спине, навевает горящий в небе месяц. (26)Пеле повернулся ко мне, и в темноте глаза его сверкнули диким зелёным огнём. (27)Сейчас со мной был не милый котя, а дикий свободный зверь.
   (28)Сколько тайн ночью! (29)Пеле мурлыкал, над крышами чёрных домов мерцали звезды, горел месяц…
   (30)Я нарисовал тогда картину «Мир кота», которую храню до сих пор, которая и сейчас мне нравится.
(По Л. Бахревскому)*

*Бахревский Леонид Владиславович  —  современный детский и юношеский писатель, автор очерков, эссе и рассказов. Наиболее известные из них  –  «Избранник», «Пеле».

2. Выполняем задания

1. Какое из приведённых ниже предложений противопоставлено в тексте по содержанию предложению 3: «Чистопородный сибирский кот, он уже выказывал черты будущей величавости и благородства»?
а) (2) Таким мы увидели его в первый раз: белая шейка, белые лапки, чёрные голова и спина и чёрный, как уголёк, мохнатый хвост.
б) (18) Большую часть дня Пеле спал.
в) (26) Пеле повернулся ко мне, и в темноте глаза его сверкнули диким зелёным огнём.
г) (4) Так и вижу его: сидит, мерно помахивая хвостом, и у него внимательный и в то же время какойто независимый, гордый взгляд.
2. Замените слово «колотил»  в предложении  7 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
3. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «хозяин»  (предложение 12).
а) тот, кто устанавливает свои правила
б) тот, кто является главой дома
в) тот, кто ведёт хозяйство
г) тот, кто владеет имуществом
4. Среди предложений 4 — 8 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
5. Среди предложений  26—30  найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
6. Выпишите грамматическую основу предложения  12.
7. Замените словосочетание «музыку звёзд» (предложение 22), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
8. Среди предложений 4 — 9 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.
9. Укажите количество грамматических основ в предложении 4. Ответ запишите цифрой.
10. Из предложений 8 — 17 выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «В суффиксе полного страдательного причастия прошедшего времени пишется НН».
11. Из предложений 20—22 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
12. Из предложений  1 — 3  выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
13. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является  метафора.
а) Таким мы увидели его в первый раз: белая шейка, белые лапки, чёрные голова и спина и чёрный мохнатый хвост.
б) Может, он слышал какую-то музыку  —  музыку звёзд и темноты.
в) Мы поспешили пронаблюдать за схваткой, но её не было: Пеле, удивлённый поведением рыжего, побежал к нему, а тот бросился через забор.
г) Сколько тайн ночью!
14. Как характеризует Пеле информация, заключённая в предложениях 12 — 17?
а) Пеле был агрессивным котом, преследующим свою жертву до конца.
б) Пеле даже людям не позволял нарушать границы той части территории двора, которую считал своей.
в) По натуре Пеле был собственником и не позволял чужим котам заходить во двор, поскольку считал его своим.
г) Независимый характер Пеле мешал ему завязать дружбу с другими котами, к которой он всегда стремился.
15. На какой вопрос в тексте нет ответа?
а) Почему кот Пеле любил играть с мячом?
б) Какой породы был Пеле?
в) В чём проявлялась «необычность» Пеле?
г) Каким был «распорядок дня» кота Пеле?
16. В каких предложениях содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчик  считал, что «дружба с котей была испытанием»?»
а) (11) Впрочем, пощекотать себя под подбородком котя давал. (12) К третьему году жизни он, по-моему, стал хозяином округи.
б) (18) Большую часть дня Пеле спал. (19) Зато по вечерам и ночам он любил гулять и петь.
в) (6) Гладить себя он не позволял. (7) Он резко переворачивался на спину, крепко захватывая передними лапами руку, и колотил задними, как заяц-барабанщик. (8) От этого на руке, попавшей в когти, оставались длинные царапины.
г) (28) Сколько тайн ночью! (29) Пеле мурлыкал, над крышами чёрных домов мерцали звезды, горел месяц…
17. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
 Пеле  —  кот,(1) названный так потому,(2) что среди своих братьев и сестёр он отличался безмерной любовью к игре с мячом. Таким мы увидели его в первый раз: белая шейка,(3) белые лапки,(4) чёрные голова и спина и чёрный,(5) как уголёк,(6) мохнатый хвост.
18. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного  предложения, связанными сочинительной связью.
Тишина,(1) свежо,(2) и кажется,(3) что этот холодок,(4) бегущий по спине,(5) навевает горящий в небе месяц.
19. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
От этого на руке,(1) попавшей в когти,(2) оставались длинные царапины. Царапины быстро заживали,(3) но тотчас появлялись новые…  Впрочем,(4) пощекотать себя под подбородком котя давал.
К третьему году жизни он,(5) по-моему,(6) стал хозяином округи.


Ответы здесь

Анализ заданий здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий