Образовательный блог учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

пятница, 18 апреля 2014 г.

ГИА 2014. Вариант №111 (части А, В)

1. Очень внимательно читаем текст

   (1)Старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
   —  (2)Подвиньтесь,  —  сказал ему Павлик и присел на край.
   (3)Старик подвинулся и, взглянув на красное сердитое лицо мальчика, сказал:
   —  (4)С тобой что-то случилось?
   —  (5)Ну и ладно! (6)А вам-то что?  —  покосился на него Павлик.
   —  (7)Мне ничего. (8)А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…
   —  (9)Ещё бы!  —  сердито буркнул мальчик.  —  (10)Я скоро совсем убегу из дома. (11)Из-за одной Ленки убегу.  —  (12)Павлик сжал кулаки.       —  (13)Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! (14)Ни одной краски не даёт! (15)А у самой сколько!
   —  (16)Не даёт? (17)Ну, из-за этого убегать не стоит.
   —  (18)Не только из-за этого. (19)Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала.
   (20)Павлик засопел от обиды.
   —  (21)Пустяки!  —  сказал старик.  —  (22)Один поругает, другой пожалеет.
   —  (23)Никто меня не жалеет!  —  крикнул Павлик.  —  (24)Брат на лодке едет кататься, а сам меня брать не хочет. (25)Я ему говорю: (26)«Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, в лодку залезу!»
   (27)Павлик стукнул кулаком по скамейке и вдруг замолчал.
   —  (28)А почему вы всё спрашиваете?
   (29)Старик разгладил длинную бороду.
   —  (30)Я хочу тебе помочь. (31)Есть такое волшебное слово… (32)Я скажу тебе это слово. (33)Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза… (34)Помни  —  тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь …
   —  (35)А какое слово?
   (36)Старик наклонился к самому уху мальчика и прошептал что-то.
   —  (37)Я попробую,  —  усмехнулся Павлик,  —  я сейчас же попробую.  — (38)Он вскочил и побежал домой.
   (39)Лена сидела за столом и рисовала, но, увидев, что к ней приближается брат, она сейчас же сгребла краски в кучу и накрыла рукой. (40)«Разве такая поймёт волшебное слово!»  —  с досадой подумал мальчик, но всё же подошёл к сестре, потянул её за рукав и, глядя ей в глаза, тихим голосом сказал:
   —  (41)Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…
(42)Лена широко раскрыла глаза, пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:
   —  (43)Какую тебе?
   —  (44)Мне синюю,  —  робко сказал Павлик.
   (45)Он взял краску, подержал её в руках, походил с ней по комнате и отдал сестре. (46)Ему не нужна была краска. (47)Он думал теперь только о волшебном слове.
   (48)«Пойду к бабушке. (49)Она как раз готовит обед. (50)Прогонит или нет?» (51)Павлик отворил дверь в кухню. (52)Старушка снимала с противня горячие пирожки.
   (53)Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе её лицо, заглянул в глаза и прошептал:
   —  (54)Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста.
   (55)Бабушка выпрямилась. (56)Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.
   —  (57)Горяченького захотел, голубчик мой!  —  приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.
   (58)Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.
   (59)«Волшебник! Волшебник!»  —  повторял он про себя, вспоминая старика. (60)За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. (61)Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихонько попросил:
   —  (62)Возьми меня, пожалуйста.
   (63)За столом все замолчали, а брат поднял брови и усмехнулся.
   —  (64)Возьми его,  —  вдруг сказала сестра.  —  (65)Что тебе стоит!
   —  (66)Ну, отчего же не взять?  —  улыбнулась бабушка.  —  (67)Конечно, возьми.
   —  (68)Пожалуйста,  —  повторил Павлик.
   (69)Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:
   —  (70)Эх ты, путешественник! (71)Ну ладно, собирайся!
   (72)«Помогло! (73)Опять помогло!» (74)Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. (75)Ни на скамейке, ни во всём пустынном сквере старика не было. (76)И только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.
(По В. Осеевой)*

*Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902 – 1969)  —  детская писательница. Шестнадцать лет проработала с безнадзорными и трудными детьми, для которых и начала писать сказки, стихи и рассказы. Самыми известными её произведениями стали повести «Динка», «Динка прощается с детством».

2. Выполняем задания

1. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «сгребла» (предложение 39).
а) собрать в одно место
б) сбросить
в) схватить что-либо
г) обнять
2. Замените просторечное слово «поддал» из предложения 13 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
3. Укажите количество грамматических основ в предложении 39. Ответ запишите цифрой.
4. Выпишите грамматическую основу предложения 46.
5. Среди предложений 1 – 4 найдите предложения с несогласованным определением. Напишите номера этих предложений.
6. Среди предложений 29–33 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
7. Среди предложений 59–63 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
8. Среди предложений 25 – 32 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
9. Замените словосочетание «дверь в кухню» (предложение 51), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
10. Из предложений 60–62 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
11. Из предложений 75–76 выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».
12. Из предложения 42 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует звонкий согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук».
13. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
а) (1) Старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
б) (42) Лена широко раскрыла глаза, пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:
    —  (43) Какую тебе?
в) (56) Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.
г) (57) Горяченького захотел, голубчик мой!  —  приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.
14. В каком афоризме наиболее полно выражена мысль, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Как добиться благосклонности окружающих?»
а) Что же и составляет величие человека, как не мысль! Да будет же она свободна, как должен быть свободен человек... (А.С. Пушкин)
б) Простое слово благотворно действует на множество людей, а само оно приводит в движение души, скрыто проявляя свою силу. (Ф. Петрарка)
в) Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям. (Жан Жак Руссо)
г) И в древности, и в новейшее время ораторство было одним из сильнейших рычагов культуры. (А.П. Чехов)
15. Какой вариант ответа является продолжением утверждения: «Мальчик не получал от окружающих того, что хотел, потому что…»
а) сестра была жадной.
б) он не умел вежливо разговаривать.
в) у брата в лодке не было вёсел.
г) бабушка прогоняла его из кухни.
16. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.
—  Возьми его,(1)  —  вдруг сказала сестра.  —  Что тебе стоит!
—  Ну,(2) отчего же не взять?  —  улыбнулась бабушка.  —  Конечно,(3) возьми.
Брат громко засмеялся,(4)потрепал мальчика по плечу,(5)взъерошил ему волосы:
—  Эх ты,(6)путешественник! Ну ладно,(7)собирайся!
17. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Лена сидела за столом и рисовала,(1) но,(2) увидев,(3) что к ней приближается брат,(4)она сейчас же сгребла краски в кучу и накрыла рукой.
18. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
—  Лена,(1) дай мне одну краску… пожалуйста…
Лена широко раскрыла глаза,(2) пальцы её разжались,(3)и,(4)снимая руку со стола,(5) она смущённо пробормотала:
—  Какую тебе?



Ответы здесь

Анализ заданий здесь



Комментариев нет:

Отправить комментарий